Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
АЛАЛИЯ – заболевание, характеризующееся грубым недоразвитием речи или полным ее отсутствием. Заболевание возникает при поражении речевых центров в коре головного мозга.
При НОРМЕ СФОРМИРОВАННОЙ РЕЧИ характерно достижение головным мозгом или отдельными его участками определенного уровня зрелости.
В соответствии с поражением тех или иных речевых центров головного мозга (височная, лобная части) говорят о сенсорной и моторной алалиях. Центры ответственны за импрессивную форму речи (умение слышать высказывание, понимать его смысл, содержание) и экспрессивную (навыки говорения).
ФОРМЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ различаются клиникой, проявлением, симптоматикой. При алалии у ребенка речь самостоятельно не развивается без помощи логопеда. Ребенок может либо вообще молчать либо «разговаривать» на своем собственном вымышленном языке.
ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ АЛАЛИИ:
1. МОТОРНАЯ (экспрессивная) ВАЖНО ОТМЕТИТЬ, что часто моторная алалия сочетается с сильно выраженными неврологическими и психопатологическими нарушениями. (Дети, страдающие от аутизма, олигофрении часто имеют речевые патологии). РОДИТЕЛЯМ важно знать, что врачи могут по разному называть моторную алалию: «слухонемота», «афазия», «дисфазия», «афазия развития», «задержка речевого развития» и «конституциональная задержка», «общее недоразвитие речи», «нарушенное усвоение языка», «языковая неспособность».
2. СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ (импрессивная)
3. СМЕШАННЫЙ ТИП (сенсомоторная алалия или моторносенсорная) Обследование и коррекция Какие обследования детей необходимо провести, чтобы уточнить диагноз. В случае подозрения данной патологии, важно оценить степень повреждения головного мозга.
НЕОБХОДИМО ПОСЕТИТЬ следующих специалистов:
• НЕВРОЛОГ – назначит необходимые обследования и медикаментозное лечение.
Обследования:
ЭЭГ (электроэнцефалография)
ЭХО- ЭГ (эхоэнцефалография)
Регнгенография черепа+ МРТ головного мозга
• ОТОЛОРИНГОЛОГ – проверить слуховой и речевой аппарат.
Обследования:
Отоскопия Аудиометрия
Исследование функции слухового анализатора
• ТАКЖЕ ПОЛЕЗНО ПОСЕТИТЬ детского психолога и логопеда.
Эти специалисты сформируют коррекционную программу для работы с малышом.
ПРИ КОРРЕКЦИИ АЛАЛЛИИ ВАЖЕН КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД, ВКЛЮЧАЮЩИЙ:
1. Медикаментозное лечение
2. Коррекционную работу с логопедом и детским психологом. Медикаментозное лечение включает в основном ноотропные препараты (Кортексин, Когитум,Энцефабол, Гаммолон, Цераксон), которые стимулируют развитие структур головного мозга. Лечение назначается врачом. Обычно в начале назначается небольшая доза лекарства, которая постепенно уваливается. Также врач может назначить ребенку с речевыми нарушениями физиолечение. Физиопроцедуры в комплексе с лекарственными препаратами дают хороший результат при алалии. Используют магнитотерапию, лазеротерапию, электрофорез, водолечение.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
Неотъемлемым элементов для лечения алалии является работа с дефектологом - логопедом. К логопедическим упражнениям относят следующие способы. Языковая гимнастика с неоднократным повторением звуков позволяет добиться правильной работы артикуляционного аппарата и должного воспроизведения звуков Работа с картинками способствует формированию навыков соотнесения изображения с понятием. Ребенок учится называть слова, правильно озвучивать их окончания.
ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ рекомендуются для развития речевых навыков. Одновременно с лепкой из пластилина, песка, складывания фигурок, несложных конструкций из кубиков дети обучаются новым словам.
Проведение ЛОГОМАССАЖА широко практикуется при лечении алалий. Он развивает отдельные мышцы рта, ставит навыки правильного произношения. Ребенок учится управлять мышцами с помощью вытягивания губ, удержания языка у верхнего неба, круговых движений языком. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА с детьми-алаликами всегда предполагает комплексный психолого-медико-психологический подход.
ЛОГОМАССАЖ часто используется при лечении алалии у детей. Его проводят для восстановления тонуса лицевых мышц.
1. Используются следующие приемы: Расслабление языка и его корня, губ, мышц рта и шеи при помощи точечного массажа, вибрационных воздействий, легких похлопываний и поглаживаний.
2. Укрепление мышц лица при помощи поглаживаний лба, щек, разминанием скуловых и щечных мышц.
3. Языковая гимнастика для налаживания правильной работы артикуляционного аппарата. В комплекс гимнастики входят мимические упражнения, упражнения для языка и губ, фонетическая зарядка.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА СТРОИТСЯ ПОЭТАПНО:
1. Работа над возникновением звуков.
2. Вызывание слогов в речи.
3. Связывание слогов в слова. Педагог проводит с ребенком упражнения на коррекцию речевого дыхания, силы голоса, интонирования, коррекцию слоговой структуры слова, накопление речевого запаса.
УПРАЖНЕНИЯ
• Маятник
Логопед просит ребенка высунуть язык и двигать им слева на право. Чтобы малышу было более понятно движения языка можно сравнить с движением хвоста рыбки или хвоста лисы. Рыбка плывет и двигает хвостиком: туда-сюда, туда-сюда. Лисичка бежит и машет хвостиком: влево-вправо, влево-вправо.
• Надувание щек
Логопед просит малыша надуть щеки. Надуй щеки как сердитый медвежонок. Давай спрячем «яблочки» за щечки!
• Трубочка
Логопед просит вытянуть губы трубочкой. Какой у слоника хобот? Вот такой длинный!
МИМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
• Весна пришла Педагог предлагает крохе представить, что наступила весна. Ребенок показывает восторг от встречи с солнцем, как он греется в лучиках теплого солнышка.
• Медведь в домике Педагог предлагает ситуацию: пришла весна, растаял снег, и талая вода попала к медведю в берлогу. Мишка сначала испугался, потом удивился и обрадовался наступлению весны.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ШЕИ
• Цветочки Педагог показывает ребенку, как цветочки качаются, наклоняя при этом голову то вправо, то влево.
• Солнышко Пригрело солнышко, посмотри (малыш поднимает голову вверх), скоро вырастут цветочки (малыш опускает голову вниз).
ИГРЫ ДОМА С РОДИТЕЛЯМИ
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевые навыки. Такие упражнения можно выполнять не только на занятиях с логопедом, но и в домашних условиях. Родители могут самостоятельно легко освоить эти нехитрые упражнения. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день. Лучше, если это будет утреннее время, до обеда, когда кроха еще активен и не переутомился.
• Переложи игрушки Крохе предлагаются какие-либо мелкие предметы: пуговицы, бусины крупного размера, маленькие игрушки (например, из киндер-сюрприза). Малыша просят разложить эти предметы по небольшим сосудам (баночкам, стаканчикам).
• Сделай бусы Малышу дают толстую нить и крупные бусины и предлагают сделать бусы. Можно делать бусы для себя или для мамы. Игра «Сделай бусы» для развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями
• Закрой коробочки Ребенку предлагают несколько коробок с крышками разного размера, но одинаковой формы, например, круглые или квадратные. Взрослый открывает коробочки и предлагает ребенку найти подходящую крышку к каждой из них.
• Поймай шарик В емкость с водой, например в таз или ванну, если игра будет проходить дома, кладут шары разноцветного цвета. Малышу предлагают сачок, при помощи которого он будет вылавливать шары, затем дают задания: достань красный шарик, а теперь зеленый.
• Узор из пуговиц Ребенку предлагаются пуговицы разных цветов и размеров и лист бумаги с тонким слоем пластилина. При помощи пуговиц малыш выкладывает узор на бумаге.
Узоры из пуговиц для развития мелкой моторики для детей-алаликов
Сенсорная и моторная алалия нередко приводит к тому, что малыш не использует глаголы в своей речи. Поэтому эффективны игры с карточками, на которых изображены действия.
• Кто что делает Для игры потребуются карточки, на которых изображены действия: мама кормит дочку, мальчик играет в футбол. Педагог или мама сначала рассказывают малышу о том, что нарисовано на картинке, а потом просят рассказать.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Родителям ребенка-алалика важно помочь ребенку адаптироваться в социуме. Если у ребенка алалия важно вовремя обратиться за помощью к специалистам: врачам, педагогам и психологам. Своевременно оказанная помощь поможет улучшить течение заболевания. Кроме того, очень важно адаптировать ребенка к жизни в социуме.
Перед родителями ребенка-алалика часто встает вопрос: в школе какого вида обучать ребенка? Есть несколько мнений по этому поводу. С одной стороны, диагноз алалия не предполагает инвалидность и, если с ребенком много занимаются педагоги и родители, он может осилить программу обычной школы. С другой стороны, при алалии, школьнику намного проще будет обучаться в специальной речевой школе или классе, программа которых адаптирована под его особенности.
ПЛЮСЫ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ШКОЛЕ:
- Специальная программа, адаптированная под нужды ребенка.
- Дополнительные часы занятий с логопедом и психологом.
- Небольшое количество учеников в классах.
Постарайтесь помочь ребенку как можно более комфортно жить с имеющимся у него нарушениями, используя все средства.
ЛЕЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ носит длительный характер и должно проводиться в системе. Тогда оно будет иметь положительный результат. Вместо заключения Ребенка, страдающего моторной либо сенсорной алалией, важно адаптировать в социуме, чтобы не усугублять сопутствующие болезни и расстройства нервной системы и психики. Рекомендуется посещение специализированных детских учреждений, консультации, лечение у психотерапевта. Коррекционная работа с детьми по развитию речевых умений является сложным и долгим процессом.
РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ на развитие и возможные нарушения речи у ребенка с первых месяцев жизни малыша. Чем раньше будет проведено обследование и приняты меры по лечению алалии, тем больше шансов на успех.
С УВАЖЕНИЕМ, И. Г. САБИРЗЯНОВА, олигофренопедагог, логопед.
авторизуйтесь
https://www.logopedprofi.ru/
с уважением,Дарья