Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Что такое алалия
Речевая алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, которое вызвано органическим поражением корковых речевых центров головного мозга. При этом физический слух и интеллект ребенка не повреждены. Глубокая несформированность речевой функции носит системный характер, т.е. нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.
По своим проявлениям это нарушение имеет множество общих черт с афазией. Отличие заключается в том, что афазия возникает уже после того, как ребенок овладел речью (после 3-х лет). Для алалии же характерно изначальное отсутствие или сильное ограничение речевой функции. Иными словами, органическое поражение речевых центров произошло во внутриутробный период, в процессе родов, либо в детском возрасте до трех лет.
Виды алалии
В логопедии используется определенная классификация этого недоразвития речи, которая основывается на локализации участка поражения головного мозга.
Выделяют следующие формы алалии:
- Моторная алалия. Вызвана органическим поражением речевых областей головного мозга. Очаг поражения при моторной алалии возникает в центральной части речевого аппарата, но также нарушена работа и периферической части. У моторных алаликов не развивается собственная речь, но они понимают речь окружающих. Есть две формы МА – кинестетическая (афферентная) и кинетическая (эфферентная). При афферентной форме происходит поражение постцентрального участка коры, который отвечает за движения артикуляционного аппарата. При эфферентной форме происходит поражение премоторных отделов коры головного мозга.
- Сенсорная алалия. Возникает по причине поражения височных долей, которые расположены в левом полушарии (центр Вернике). Нарушение обусловлено расстройством слухового восприятия, при этом физический слух сохранен.В данном случае, ребенок слышит все, что ему говорят, но не понимает сказанное.
- Сенсомоторная алалия (смешанная). Она сочетает в себе признаки обоих типов. Расстройство связано с нарушением трех центров головного мозга: центра Брока, центра Вернике и центра ассоциаций.
Пройдите тест и получите бесплатный подарок, комплект документов для работы с детьми с алалией!
Основные симптомы и признаки алалии
Симптоматика зависит от того, какая именно форма диагностирована у ребенка.
Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается приблизительно у 1%, а среди детей школьного возраста от 0,6 до 0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. У мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.
Для моторной алалии характерны следующие симптомы:
- Понимание речи сохранено, но собственная речь ребенка имеет грубые отклонения или вовсе не развита (зависит от степени тяжести патологии).
- Ребенок заменяет слова жестами или мимикой, либо несвязным лепетанием.
- Неправильная замена звуков в слове.
- Выпадение предлогов из фраз.
- Словарный запас сильно ограничен. Новые слова с трудом усваиваются, при этом в активном словаре присутствуют преимущественно обиходные термины.
- Грубое нарушение формирования связной речи. Алалик не может последовательно изложить события, определить причину и следствие, передать смысл и т.д.
- Нарушение внимания, памяти и восприятия.
- Проблемы с координацией.
- Недостаточное развитие крупной и мелкой моторики.
- Проблемы с самообслуживанием (зашнуровыванием обуви и т.д.).
- Повышенная утомляемость.
- Индивидуальные особенности поведения – ребенок может быть либо гиперактивным, либо пассивным и заторможенным.
Для сенсорной алалии характерны следующие признаки:
- Нарушение восприятия и понимания смысла речи окружающих. Данное расстройство может протекать в легкой или тяжелой стадии. В некоторых случаях ребенку будет понятен смысл отдельных слов, обращенных к нему, и ситуативной речи (но если меняется интонация или порядок слов, то он теряется и перестает понимать даже знакомые слова и фразы). В более тяжелой форме сенсорный алалик вообще не воспринимает звуки, не реагируя даже на собственное имя.
- Повышенная речевая активность, при этом речь состоит из обрывков слов и бессвязных звукосочетаний. В большинстве случаев речь ребенка с алалией непонятна для окружающих.
- Нарушение фонематического слуха.
- Эхолалии – неосознанное повторение отдельных слов, словосочетаний.
- У многих сенсорных алаликов присутствует гиперакузия, т.е. повышенная чувствительность к звукам, которые для большинства людей безразличны.
- Активное использование мимики и жестов в общении.
- Сложности при соотношении произносимого или слышимого слова с определенным предметом или явлением.
- Резкие перепады настроения, т.е. активность ребенка может резко смениться инертностью.
- Выраженная задержка интеллектуального развития.
- Повышенная возбудимость, хаотичность поведения.
- Проблемы с концентрацией внимания. Непонимание обращенной к ребенку речи приводит к тому, что он быстро теряет интерес к какому-либо занятию.
Необходимо отметить, что в чистом виде сенсорная алалия встречается достаточно редко. Как правило, речь идет о смешанной форме – сенсомоторной алалии.
Причины возникновения алалии
Основной биологический фактор возникновения алалии заключается в билатеральном органическом поражении центральной нервной системы, которое произошло во внутриутробный период развития плода или после рождения до формирования у малыша связной речи.
Причины возникновения алалии могутвоздействовать в разные периоды раннего онтогенеза:
- Внутриутробный период. К патологии может привести гипоксия плода, внутриутробные инфекции, токсикозы, повреждение плода в результате падения беременной женщины. На развитие нарушениямогут влиять хронические соматические заболевания матери.
- Интранатальный период. Во время родовой деятельности возникают ситуации, которые приводят к развитию этого речевого нарушения. К провоцирующим факторам относится недоношенность, асфиксия новорожденного, родовые травмы при преждевременных или затяжных родах. Также может повлиять использование акушерских инструментов при родах.
- Постнатальный период. Перенесенные ребенком заболевания в ранние годы его жизни (рахит, пневмония, ОРВИ и т.д.).Влияние оказывает ряд неблагоприятных социальных условий, включая синдром госпитализма и педагогическую запущенность, которые не являются основными причинами развития, но усугубляют действие ведущих факторов.
Комплексная диагностика алалии
Алалия – это клинический диагноз, которому в логопедии соответствует речевое заключение «общее недоразвитие речи». Диагностика предполагает консультацию ряда специалистов: детского отоларинголога, невролога, логопеда и психолога.
Диагностика включает в себя:
- Сбор анамнеза. Специалист собирает данные от родителей и общения с ребенком. Выясняется характерная симптоматика, обстоятельства беременности матери и т.д.
- Неврологическое обследование. Оценивается степень и характер повреждения головного мозга. Проводится электроэнцефалография, МРТ, рентгенография и эхоэнцефалография. Чтобы исключить тугоухость при сенсорной алалии, проводится аудиометрия, отоскопия и другие способы диагностики.
- Логопедическое обследование. Уделяется повышенное внимание срокам психомоторного и речевого развития. Проводится диагностика устной речи.
При диагностике важно дифференцировать эту патологию от других нарушений. Дело в том, что для алалии характерны схожие симптомы, что и для тугоухости, аутизма, дизартрии и олигофрении.
Коррекция алалии у детей
Методика коррекционной работы при разных формах речевого нарушения должна носить комплексный характер. Необходимо сочетать медикаментозную терапию (направлена на созревание мозговых структур), психолого-педагогический подход и логопедическую коррекцию.
При этом речевом нарушении важно работать над развитием общей и мелкой моторики, функции памяти, внимания и мышления. В качестве вспомогательных средств терапии хорошо подходят различные физиотерапевтические процедуры (электрофорез, ИРТ, водолечение и т.д.).
Этапы коррекционной работы при моторной алали
Система коррекционного воздействия при сенсорной алалии
Логопедическая работа с детьми с алалией строится на поэтапной работе по формированию устной речи. При моторной алалии ведется работа над стимуляцией речевой активности, вызыванием звуков, звукоподражаний, лепетной фразы, фразовой речи и развитием связной речи. При сенсорной алалии ставится задача овладеть различением неречевых и речевых функций, пониманием речевых конструкций и фраз, пониманием слов и соотношением их с конкретными действиями и предметами.
Успешность коррекционной работы зависит от ее раннего начала (с 3-х лет). Большое значение имеет степень органического поражения головного мозга. При моторной алалии прогноз в большинстве случаев благоприятный, при сенсорной и сенсомоторной – неопределенный.
Статья проверена: Леонова Зоя Леонидовна
авторизуйтесь