Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Что такое моторная алалия?
Моторная алалия (МА) – это синдром, характеризующийся частичным недоразвитием или полным отсутствием речи у ребенка с сохранным слухом и интеллектом. Строение периферических речевых органов и понимание речи у детей с моторной алалией также не нарушено. В МКБ-10 МА соответствует термин «расстройство экспрессивной речи». Появление этого дефекта обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. Нарушение встречается с частотой 2,7 случая на 1000 детей до 7 лет (большинство моторных алаликов составляют мальчики).
Алалия может проявляться различными уровнями общего недоразвития речи: от полного отсутствия речи до незначительных фонетических и грамматических погрешностей.
Степень тяжести МА напрямую зависит от времени повреждения головного мозга: наиболее грубые речевые нарушения возникают при влиянии вредоносных факторов в I триместре гестации, менее выраженные и избирательные – после рождения.
Причины развития
Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (регулирующего) речевого аппарата и периферического (исполняющего) речевого аппарата.
Центральный речевой аппарат находится в головном мозге и состоит из:
- коры головного мозга (преимущественно левого полушария);
- подкорковых узлов;
- проводящих путей;
- ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга);
- нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.
Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:
- Дыхательного.
- Голосового.
- Артикуляционного (звукопроизводящего).
Очаг поражения при МА находится в центральной части речевого аппарата, но, как следствие, нарушается работа и периферической части.
Поражение участка головного мозга, которое приводит к появлению этой патологии, может быть следствием различных патогенных факторов. Выделим следующие причины моторной алалии:
- Инфекции, которые могли попасть в организм в процессе родовой деятельности, либо во время внутриутробного периода.
- Токсикозы.
- Травмы головного мозга ребенка. Как правило, это следствие несчастного случая во время вынашивания плода.
- Асфиксия.
- Гипоксия.
- Высокая вероятность самопроизвольного аборта у женщины.
- Легочная, сердечная недостаточность, а также другие хронические заболевания у матери.
Практически все причины возникновения моторной алалии обусловлены достаточно тяжелым течением беременности, внутриутробными патологиями, которые влияют на формирование головного мозга малыша, а также послеродовыми или родовыми травмами.
Симптоматика моторной алалии
При моторной алалии ребенок понимает то, что ему говорят окружающие, но он чаще всего не в состоянии ответить им, несмотря на сохранные с физиологической точки зрения органы артикуляции и сформированность произносительных возможностей. Это тяжелое нарушение речи, которое требует длительной работы с логопедом.
Симптоматика моторной алалии выражается в следующем:
- Отсутствие речи, когда дети заменяют слова мимикой или жестами, либо несвязными звуками и лепетом.
- Выпадение звуков из слова, а также неправильная замена звуков в словах другими.
- Объединение слогов разных слов.
- Ограниченность словарного запаса.
- Малыш заменяет слова на похожие по смыслу.
- Из фразы выпадают предлоги.
Вышеуказанные проявления относятся к речевым симптомам. Есть и неречевые признаки:
- Нарушение координации.
- Слабое развитие мелкой и крупной моторики.
- Расстройства памяти, внимания и восприятия.
- Проблемы с элементарным самообслуживанием.
- Быстрая утомляемость, при этом ребенок может быть очень активным, либо пассивным в своем поведении.
В качестве осложнения МА у детей часто наблюдается речевой негативизм, боязнь вступать в контакт с новыми людьми, неумение общаться со сверстниками. На фоне несформированности вербальной речи может развиваться вторичная интеллектуальная недостаточность. В школе дети часто страдают от дисграфии и дислексии. На выходе из моторной алалии есть вероятность развития логоневроза.
Формы моторной алалии
Есть две разновидности данной патологии:
- Кинестетическая форма (афферентная). Она обусловлена поражением постцентрального участка коры, отвечающего за программу движений артикуляционного аппарата. При такой форме малышу сложно произносит слова, строить длинные фразы. Он испытывает сложности с нахождением артикуляционных поз во время произношения слогов и звуков.
- Кинетическая форма (эфферентная). В данном случае поражаются премоторные отделы коры головного мозга. При поражении этого участка у детей появляются сложности в формировании комплекса движений, т.е. артикуляционных актов. Происходит искажение слогового состава слова, замедляется речь.
Определив точную форму патологии, специалист может назначать грамотную схему коррекционной работы, направленной на устранение речевого расстройства.
Особенности логопедической работы при моторной алалии
Терапия данной патологии подразумевает использование медикаментозного лечения, целью которого является стимуляция мозговых структур. Для этого неврологом при необходимости могут быть назначены ребенку витаминные комплексы, ноотропы и другие препараты.
Ведущую роль в терапии занимает логопед. Также приветствуются занятия с детским психологом.
Коррекционная работа при моторной алалии делится на несколько этапов:
- Подготовительный. На этом этапе формируются предпосылки для того, чтобы малыш начал разговаривать. Создаются ситуации, побуждающие к речевой активности. Специалист доносит до ребенка мысль о важности речи в жизни любого человека.
- Формирование начальных речевых навыков. Работа начинается с расширения словарного запаса. Специалист учит малыша соотносить предмет и слово, обозначающее его.
- Формирование высказывания. Ведется работа над развитием связной речи, чтобы ребенок мог формулировать свою мысль, правильно употреблять те или иные слова в конкретной ситуации. На этом этапе малыш может выполнять определенные занятия: пересказать прочитанное, составить рассказ по картинке и т.д.
Устранение фонетико-фонематических нарушений. Ребенок учится произносить звуки, акцентируясь на правильном положении губ, языка и других органов артикуляции.
Упражнения для каждого этапа коррекции подбираются специалистом в индивидуальном порядке, в зависимости от формы патологии. При этом важна роль родителей, которые должны всячески поощрять старания малыша, хвалить его за его старания и ни в коем случае не высказываться критически, либо ругать его за то, что у него что-то не получается.
В целях профилактики появления МА у ребенка необходимо обеспечить нормальные и комфортные условия для женщины во время беременности. Нужно регулярно обследоваться у гинеколога, исключить любые занятия, которые могут привести к травмам, избегать чрезмерных физических нагрузок, а также отказаться от вредных привычек. Важно создать благоприятные условия для дальнейшего развития малыша, уделяет достаточно времени развивающим занятиям.
|
713.5 КБ | |
|
806 КБ |
авторизуйтесь