Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Что такое сенсорная алалия
Сенсорная алалия (СА) – это патологическое состояние, один из вариантов речевого дизонтогенеза, который обусловлен расстройством слухового восприятия, при этом физический слух сохранен. В МКБ-10 сенсорной алалии соответствует термин «расстройство рецептивной речи». При этом доля пациентов, страдающих этим речевым расстройством, составляет всего 10%, тогда как моторная алалия встречается значительно чаще – в 90% случаев (исходя из общей структуры системного недоразвития речи).
Сенсорная алалия возникает из-за поражения височных долей, расположенных в левом полушарии головного мозга (центр Вернике). Характеристика нарушения заключается в затруднении сопоставления визуальной картинки и звукового обозначения. То есть, ребенок все слышит, но не понимает.
При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние речевого и акустического гнозиса.
Причины появления патологии
Несформированность импрессивной речи вызвана органическим поражением зон мозга, которые ответственны за анализ речевых звуков. Недоразвитие речи развивается на фоне поражения центра Вернике, расположенного в задней трети верхневисочной извилины левого полушария.
Есть несколько основных причин развития этого речевого расстройства:
- Патологии, которые возникают в утробе матери. Негативное воздействие на центральную нервную систему ребенка оказывает употребление алкоголя матерью, наркотических и психотропных средств. Также к провоцирующим факторам относятся внутриутробные инфекции, резус-конфликт и гипоксия.
- Поражение центральной нервной системы во время родовой деятельности. Во время родов есть вероятность получения черепно-мозговой травмы, вызванной использованием акушерских инструментов. К провоцирующим факторам относятся затяжные роды, преждевременное отхождение околоплодных вод и т.д.
- Заболевания, возникающие после рождения малыша. В первые годы жизни ребенка на развитие сенсорной алалии влияет энцефалит, менингит, травмы головы.
Как показывает практика, появление данного речевого расстройства крайне редко обусловлено каким-либо одним фактором. В большинстве случаев речь идет о совокупности причин, включая внутриутробные, интранатальные и постнатальные патологии.
Основные симптомы сенсорной алалии
Симптоматика нарушения зависит от степени тяжести этой патологии. Детям может быть доступно понимание определенных слов и ситуативной речи. При этом, если это же слово малыш слышит в незнакомой обстановке, то он перестает его понимать. В более тяжелых случаях ребенок может вообще не воспринимать любые звуковые раздражители, не реагировать даже на собственное имя.
Основные симптомы сенсорной алалии:
- ребенок с трудом воспринимает информацию на слух;
- расторможенная речь на фоне отсутствия контроля – ребенок много и часто говорит, но невнятно;
- эхолалия – бессознательные повторения отдельных слов, сочетаний, предложений;
- неправильная постановка ударений, замены звуков, окончаний слов;
- слабая координация движений, плохая мелкая моторика;
- нарушение фонематического слуха, замена фонем на похожие;
- слияние нескольких слов в одно;
- трудности при связывании названия предмета с образом;
- повышенная чувствительность к звукам, которые для большинства людей безразличны (гиперакузия): тихий скрип двери, шум сминаемой бумаги и т.д.
- резкие перепады настроения: такие дети импульсивны, чересчур активны или, наоборот, замкнуты и безынициативны;
- общее двигательное беспокойство – повышенная возбудимость, неусидчивость;
- выраженное отставание в интеллектуальном плане от сверстников;
- неврологическая симптоматика (гидроцефальный череп, небольшая асимметрия оскала).
Также у детей с сенсорной алалией наблюдается нарушение концентрации внимания. Из-за того, что ребенок не понимает обращенную к нему речь, он быстро теряет интерес к каким-либо занятиям. Все это сопровождается переменами в настроении, ребенок может вести себя достаточно агрессивно, не желая идти на контакт со взрослыми и сверстниками.
Диагностика сенсорной алалии
У сенсорных алаликов достаточно звонкий голос, при этом у некоторых детей диагностируется логорея. Речь ребенка становится похожа на своеобразный «словесный салат», в котором намешаны обычные и зачастую бессмысленные слова, могут быть перепутаны слоги. Может встречаться контаминация – объединение разных слов в одно.
При анализе анамнеза специалист должен внимательно изучить симптоматику, ведь зачастую это речевое расстройство путают с аутизмом и нарушением слуха. Но есть серьезные различия, которые позволяют отличить сенсорных алаликов от слабослышащих детей:
- У них достаточно звонкий голос (у детей с тугоухостью голос глухой).
- Увеличение громкости обращенной речи не улучшает понимание у сенсорных алаликов. Использование слухового аппарата также не дает результата, тогда как у слабослышащих детей функция восприятия значительно улучшается.
- С сенсорными алаликами намного труднее наладить контакт, чем со слабослышащими.
Диагностика сенсорной алалии обязательно подразумевает неврологическое обследование. Как правило, специалист назначает электроэнцефалограмму, магнитно-резонансную терапию и эхоэнцефалограмму, которые позволяют определить характер и степень повреждения функций головного мозга.
Для исключения тугоухости проводится исследование слуховой функции.
Назначается компьютерная аудиометрия, отоскопия и другие исследование. Обязательно участие нейропсихолога, который анализирует поведение ребенка, а также исследует состояние слухоречевой памяти.
После проведения всех исследований и получения результатов диагностики, свое обследование начинает логопед. Выясняются особенности раннего речевого развития малыша. Тщательно оценивается импрессивная речь, т.е. ребенка просят повторить слова, указать на предмет, который озвучивает специалист (установление связи между словом и предметом).
Коррекция сенсорной алалии
Специфика сенсорной алалии такова, что коррекция этого речевого расстройства проводится комплексно с использованием психокоррекционных, логопедических и медицинских методик.
Работа при сенсорной алалии начинается с привлечения семьи, которая должна осознавать всю опасность этой патологии. Родители должны быть в курсе всех этапов коррекции.
В целом, коррекция включает в себя:
- Медицинские методы терапии. Врач назначает определенные группы медикаментозных средств: нейропротекторы, ноотропные препараты, витаминные комплексы, которые оказывают благоприятное воздействие на центральную нервную систему.
- Физиотерапевтические процедуры. Эти методики дополняют медикаментозное лечение. Используются массажные процедуры, лечебные ванны и ЛФК. Они позволяют создать необходимый фон для дальнейшей терапии.
- Работа с логопедом. Важно, чтобы в процессе специалист максимально четко, коротко и ясно формулировал задания. Логопедическую работу при сенсорной алалии начинают с логореи – важно остановить беспорядочную речевую активность, научить ребенка усидчивости и умению сосредотачивать свое внимание.
- Психологическая коррекция. Психолог учит ребенка контролировать свое поведение и эмоции. Основная цель – скорейшая помочь в социализации малыша, чтобы он мог нормально коммуницировать со сверстниками и родителями. Возможно, потребуется помощь семейного психолога.
Логопедическая коррекция
Структура логопедического занятия зависят от степени тяжести сенсорной алалии. В начале терапии ребенка учат различать неречевые звуки, соотносить слова и звуки с предметами. В коррекцию обязательно включаются упражнения на развитие памяти, мелкой моторики, фонематического слуха.
Выделим основные этапы логопедической работы с детьми, имеющими сенсорную алалии:
- Логотерапия, целью которой является остановка беспорядочной речевой активности и способности к анализу своей речи.
- Формирование речевого слуха. Используются различные упражнения и игры. К примеру, игра «Кто говорит?», которая построена на различении отдельных звуков. Специалист воспроизводит звуки животного, затем показывает картинку, на которой оно изображено. После нескольких повторений малыш должен сам показывать, какое именно животное озвучивает педагог.
- Обучение грамоте (примерно с 4-летнего возраста).
Основной принцип коррекции – это использование разного рода раздражителей. Предмет не только озвучивается специалистом, но и показывается ребенку на картинке.
Какой прогноз
Коррекция сенсорной алалии – это длительный процесс, который может проводиться несколько лет. Итоговый результат зависит от своевременности начатой терапии.
Совместная работа невролога, логопеда и психолога позволяет исправить речевые нарушения, предотвратить возможные осложнения, а также сделать ребенка полноценным участником социума. При работе нужно учитывать, что сенсорным алаликам неконтролируемые источники звука только лишь тормозят коррекционный процесс, перегружая их психику. Поэтому мы и говорим о важности роли семьи, которая должна ограничить звуковое окружение, а также создать благоприятную атмосферу для малыша.
авторизуйтесь