Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Клинический психолог о тяжелом, но до сих пор малоизученном состоянии, которое может развиться при аутизме
Что такое кататония?
Кататония — это комплексное нейропсихологическое расстройство, которое приводит к нарушениям двигательной, волевой, речевой и поведенческой сфер. Исторически кататонию считали возможным проявлением шизофрении и психозов, но в наше время известно, что это состояние может развиться на фоне разных расстройств.
В частности, та или иная степень кататонии может развиться у аутичных детей и взрослых. Исследования предполагают, что различные степени кататонии есть у 12-18% аутичных людей (Wing & Shah, 2000; Billstedt et al. 2005; Ghaziuddin et al, 2012). Тем не менее, реальная распространенность кататонии, вероятно, даже выше, поскольку очень многие люди с аутизмом и кататонией не получают правильного диагноза и не посещают какие-либо медицинские учреждения. Как правило, врачи не опознают частичное присутствие симптомов кататонии у аутичных людей и диагностируют только хорошо знакомую им крайнюю форму расстройства — кататонический ступор. В результате, кататония редко диагностируется на ранних стадиях, пациенты часто получают неверные диагнозы и неподходящее лечение.
Однако если вовремя заметить симптомы кататонии, они гораздо легче поддаются лечению и их можно обратить. Кататония, которая уже прогрессировала до крайней формы, трудно поддается лечению и в самых тяжелых случаях приводит к полной неподвижности, зависимости от других во всех аспектах жизни и даже может угрожать жизни.
Проявления кататонии вызывают огромный стресс у родителей и других членов семьи аутичных людей и могут быстро и очень сильно снизить качество жизни самого человека. Надо признать, что кататонию трудно диагностировать и лечить, поскольку симптомы и их тяжесть могут меняться каждый день и по мере прогрессирования заболевания. Аутистическая кататония — один из самых загадочных и сложных аспектов аутизма, но самая главная проблема в этой области — низкая информированность и заинтересованность специалистов и исследователей, и именно эту проблему необходимо решать в первую очередь.
Симптомы кататонии при аутизме
Поскольку раннее выявление и диагностика очень важны, то специалисты, врачи, родители и все, кто оказывает поддержку аутичным людям, должны знать о первых симптомах кататонии. В первую очередь, нужно знать, что кататония должна считаться одним из возможных диагнозов для любого аутичного человека, который испытывает значительный и явный регресс в следующих областях:
— Способность к произвольным движениям.
— Уровень активности речи.
— Регресс в навыках самообслуживания, бытовых навыках и независимости по сравнению с предыдущим уровнем.
Любые из нижеперечисленных симптомов являются специфическими индикаторами ранних стадий кататонии:
— замедление движений;
— замирание во время действия;
— увеличение повторяющихся движений и пауз перед началом действий;
— трудности с перешагиванием через порог и завершением движений;
— значимое снижение или полная утрата речи;
— трудности с инициацией или остановкой действий;
— увеличение зависимости от физических или вербальных подсказок в повседневном функционировании;
— значимое увеличение повторяющихся и ритуалистичных видов поведения;
— длительное застывание в различных позах.
Лечение
Существует очень мало данных исследований, на основе которых можно дать рекомендации по медицинскому лечению кататонии у аутичных людей. Опубликованные исследования по лечению кататонии при расстройствах аутистического спектра (РАС) — это, главным образом, исследования одного случая, в которых применялись различные психиатрические препараты или электросудорожная терапия (ЭСТ) в случаях острого кататонического ступора. В недавно опубликованном исследовании (De Jong, Bunton and Hare, 2014) проводился систематический обзор литературы по всем вмешательствам по лечению кататонических симптомов у аутичных людей. Вывод обзора — качество этих исследований очень низкое и не существует убедительных доказательств, что конкретный препарат или электросудорожная терапия эффективны при кататонии. Кроме того, в исследованиях есть опасная тенденция игнорировать возможные побочные действия подобного лечения и в них редко сообщается об оценке состояния через длительный период времени.
В отсутствие качественных научно-обоснованных исследований очень важно, чтобы специалисты и близкие аутичных людей обращались к руководствам опытных клиницистов. Существует руководство, основанное на клиническом опыте, по лечению легкой, умеренной и тяжелой кататонии.
Врачи должны учитывать, что некоторые психиатрические препараты могут стать причиной кататонии или ухудшить ее проявления у аутичных людей. Что касается таких видов лечения как электросудорожная терапия и/или высокие дозы лоразепама, то они должны считаться крайней мерой в случаях тяжелой кататонии, которая может угрожать жизни.
На данный момент мы рекомендуем начать с психологического подхода. Это связано с данными нашего исследования о том, что основные причины развития кататонии при аутизме — это стресс, тревожность и побочные действия психиатрических препаратов (Wing & Shah, 2000). В рамках нашего подхода предлагается изучить конкретные причины стресса в жизни пациента, и разработать целостный план по их устранению вместе с членами семьи и всеми специалистами, оказывающими ему поддержку (Shah and Wing, 2006). Основные аспекты этого подхода включают следующие компоненты:
— Раннее выявление возможных симптомов, предоставление информации о данном расстройстве, в первую очередь, родителям и другим членам семьи, специалистам и другим заинтересованным лицам. Поиск и устранение возможных причин кататонии, например, нейролептиков. Психологическое обследование с целью определения уязвимости перед стрессом, выявление возможных причин стресса в окружающей среде и образе жизни. Уменьшение или устранение факторов стресса, в том числе, с помощью изменений в окружающей среде и распорядке дня, предоставления дополнительного сопровождения и так далее.
— Предоставление дополнительных вербальных и физических подсказок в течение дня для преодоления двигательных трудностей. Сохранение и повышение количества приятных занятий в течение дня, которые приносят или раньше приносили человеку радость. Создание системы внешней стимуляции и мотивации для сохранения активности и вовлеченности человека в повседневные занятия. Увеличение структурированности и предсказуемости распорядка дня, введение дополнительных мер для дневной занятости.
авторизуйтесь