Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Сенсомоторная алалия – это системное недоразвитие речи, которое вызвано поражением коркового речедвигательного и речеслухового анализатора у ребенка. Речь у детей с этим расстройством либо значительно не доразвивается, либо полностью отсутствует. Помимо этого, присутствует непонимание обращенной речи, а также нарушения внимания, моторики и гиперактивность.
Успешность коррекции этого грубого нарушения речи напрямую зависит от того, как быстро она была начата. Прогноз будет благоприятнее, если лечение началось в возрасте до 3-3,5 лет. В случае отсутствия соответствующий коррекции есть большая вероятность формирования вторичной задержки психического развития. Такие дети обучаются только в условиях коррекционной школы.
Особенности сенсомоторной алалии
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Глубокая несформированность речевой функции носит системный характер, т.е. нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.
Она может проявляться в разных формах, которые отличаются друг от друга специфическими проявлениями расстройства. Самым тяжелым с позиции диагностики и коррекции считается сенсомоторная алалия, которую еще называют смешанной, потому что она возникает в комбинации органических поражений речеслухового и речедвигательного анализаторов. При этом выраженность нарушения в этих областях может различаться (к примеру, сенсорные навыки могут иметь тяжелую форму, а моторные – легкую, и наоборот).
Основные причины
Механизм развития сенсомоторной алалии заключается в поражении участков головного мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи. Патологические изменения возникают во время внутриутробного развития плода или в раннем детстве – до трех лет.
Причин развития нарушения может быть несколько:
Во внутриутробном периоде негативное воздействие на плод могут оказывать инфекционные заболевания матери, иммунологическая несовместимость, токсикоз, а также никотиновая или наркотическая зависимость.
В процессе родов всегда повышается риск родовых травм, гипоксии плода, что приводит к поражению центральной нервной системы плода. Опасность кроется в использовании акушерских щипцов, а также обвитии пуповиной.
В первые годы жизни ребенок подвержен различным заболеваниям, которые могут сильно повлиять на зоны головного мозга, отвечающие за речь. К таким заболеваниям относятся энцефалит, менингит, рахит, мозговые опухоли, а также травмы головы.
Это биологические причины, которые могут повлиять на развитие сенсомоторной алалии. Но есть еще и дополнительные факторы, которые сами по себе не могут считаться причиной этого нарушения, но в совокупности с биологическими факторами они существенно увеличивают вероятность возникновения расстройства.
Таких неблагоприятных факторов несколько:
- Наследственность. Существует определенная генетическая предрасположенность к развитию данного нарушения, т.е. если у отца или матери была диагностирована алалия, то их ребенок уже находится в группе риска.
- Неблагоприятные социальные условия. Частые конфликты в семье, игнорирование родителями проблем своего ребенка, синдром госпитализма – все это оказывает свое негативное влияние.
- Двуязычие в семье. Этот фактор вызывает определенные споры, поэтому нельзя однозначно считать, что он точно влияет на формирование сенсомоторной алалии.
Симптомы
При моторной алалии страдает произносительный компонент, словарный запас, навык построения фразы, а при сенсорной – понимание речи и ее анализ. Тяжесть сенсомоторной алалии заключается в том, что в этом случае страдает сразу оба компонента.
Как правило, у таких детей поздно формируются речевые реакции: гуление, лепет и т.д. В раннем возрасте ребенок может не реагировать на свое имя, голос своей матери. Есть и другие симптомы этого нарушения:
- Нарушение речевой активности. Речь либо отсутствует полностью, либо ребенок использует лепет. Звуки заменяются или пропускаются, ребенок может бесконтрольно повторять слова, но это повторение не имеет никакой смысловой нагрузки. При этом, если попросить ребенка повторить эти слова, то он не сможет этого сделать.
- Непонимание обращенной речи, при этом нарушения слуха отсутствуют. Таких детей не привлекает чтение или прослушивание аудиокниг.
- Бедность активно словарного запаса. Ребенок использует только элементарные слова, вроде «дай», «на», «мама» и т.д.
- Пассивный словарный запас отсутствует. Ребенок не знает названия предметов, не может показать их на картинке. Он не выполняет даже простые бытовые просьбы, кроме элементарных жестовых указаний.
- Проблемы с моторикой. Как правило, такие дети испытывают сложности с простыми действиями: завязывание шнурков, застегивание пуговиц и т.д.
- Когнитивные расстройства (нарушения внимания, памяти, концентрации).
- Гиперактивность и повышенная импульсивность. Им сложно находить контакт с другими детьми, поэтому они ведут себя обособленно. У некоторых детей явно прослеживаются аутистические черты (стереотипность поведения, повторяющиеся действия, склонность к уединению).
Диагностика сенсомоторной алалии
Диагноз «сенсомоторная алалия» ставится детям старше трех лет, у которых речь отсутствует изначально. Учитывая, что проявления этого расстройства часто схожи с другими нарушениями слуха и речи, то диагностика может быть затруднена. Решить проблему помогает только комплексный подход, предполагающий обследование у разных специалистов:
- Консультация сурдолога для исключения задержки развития в результате снижения слуха.
- Консультация детского психоневролога. Специалист изучает психомоторное развитие ребенка, а также проводит анализ перинатальных факторов риска. При необходимости назначаются диагностические исследования: УЗИ сосудов шеи и головы, ЭЭГ и т.д.
- Консультация нейропсихолога. Специалист изучает особенности поведенческой, моторной и волевой сферы.
- Логопедическое обследование. Логопед оценивает структуру и симптоматику речевой недостаточности, а также определяет план дальнейшей коррекционной работы.
Логопедическая коррекция
Чтобы вылечить сенсомоторную алалию, важно использовать комплексный подход. Помимо логопедической коррекции, проводится медицинская и психологическая помощь.
Медикаментозное лечение заключается в приеме препаратов, которые стимулируют мозговой метаболизм. Применяются поливитаминные комплексы, ноотропы и другие лекарственные средства по назначению врача.
Изначально логопедическая коррекция в первую очередь проводится не для развития речи, а для приучения ребенка к выполнению базовых бытовых инструкций. Ребенка учат понимать простые понятия формы, размеры, цвета, учат его группировать предметы (одушевленные и неодушевленные). Далее можно переходить к формированию словарного запаса с помощью наглядных изображений предметов, животных и т.д.
После усвоения базовых знаний, логопед учит ребенка произносить звуки и слова. Далее занятия проводятся на построение простых фраз, выработку навыков ведения диалога. Обязательно регулярность проведения занятий – порядка 4-5 раз в неделю. Длительность коррекции составляет от 3-х и более лет.
Прогноз
Сенсомоторная алалия у детей – это очень серьезное нарушение, поэтому очень заметить его проявления на ранней стадии. Родители должны максимально внимательно следить за развитием речи у ребенка, поэтому если он в 2 года не откликается на собственное имя, не понимает обращенную к нему речь, не выполняет простые бытовые просьбы и не пытается произнести хотя бы простые слова – это серьезный повод для беспокойства и обращения за квалифицированной помощью.
Важно помнить о том, что промедление в этом вопросе чревато развитием вторичной умственной отсталости. Если же коррекция была начата на ранней стадии, то прогноз в целом благоприятен. Ребенок постепенно овладевает всеми видами речи, начинает идти на контакт с окружающими и может обучаться в обычном общеобразовательном учреждении.
авторизуйтесь