Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Что такое алалия? Алалиями принято называть группу речевых расстройств, при которых у ребенка с нормальным слухом и интеллектом не формируется речь, или же она возникает с очень большим опозданием.
При алалии речь может отсутствовать полностью – ребенок просто молчит, или же почти полностью, – то есть, он произносит отдельные нечленораздельные слова, непонятные для окружающих.
Кратко остановимся на том, как формируется речь при нормальном варианте развития.
- Первые слова появляются около года.
- К двум годам дети должны общаться короткими простыми предложениями.
Предложения эти, конечно, еще очень несовершенны – могут быть пропуски слов, которых ребенок пока не знает. Многие слова произносятся искаженно и звучат очень забавно. В этом возрасте дети осваивают звуковой состав слов и учатся грамматически правильно оформлять свои высказывания. Речь окружающих, когда она касается знакомых предметов и тем, они понимают хорошо.
- В три года ребенок должен говорить вполне грамотно, полноценными предложениями, почти как взрослый. С той лишь разницей, что его речь будет выражать его пока еще небогатый жизненный опыт. Неправильное произношение отдельных звуков в этом возрасте естественно и не считается отклонением от нормы.
Развитие речи при алалии
- Речь может не возникать вовсе (ребенок остается немым) или формироваться чрезвычайно медленно. Так что к возрасту десяти (а то и двенадцати лет) ребенок будет говорить, почти как двухлетний или трехлетний, очень неразборчиво – неполноценной, грамматически неоформленной фразой с многочисленными нарушениями произношения звуков.
- Речь может начать, более или менее активно, развиваться после пяти-шести лет. Но к моменту поступления ребенка в школу все равно не достигнет нормальных показателей, так что обучение в обычной школе окажется для него недоступным.
В любом случае у детей с алалией будет возникать отставание в интеллектуальном развитии, обусловленное речевой недостаточностью. Говорить о наличии у ребенка алалии можно, начиная с трех лет. До этого времени принято считать, что у него задержка речевого развития.
Отличить задержку речевого развития от алалии сложно (здесь есть только один надежный критерий – время, за которое задержка сама преодолевается, а алалия – нет). Поэтому неговорящего ребенка уже в два года нужно проконсультировать у логопеда. Занятия, по-возможности, нужно начать, как можно раньше.
Симптомы и признаки алалии.
Симптомы в первую очередь зависят от вида алалии.
Моторная алалия имеет характерные симптомы:
-cлабое развитие движения рук; плохая координация;
-плохая работоспособность;
-речь может проявляться только к 4 годам;
-неспособность выразить свои мысли словами;
-замена одних слов на другие;
-неправильно построенные предложения;
-нежелание говорить;
-обидчивость, замкнутость, агрессивность.
Сенсорная алалия имеет характерные симптомы:
-нарушение восприятия речи;
-повторение за кем-то слов; замкнутость;
-изменение букв в словах;
-слияние нескольких слов в одно;
-импульсивность, повышенная активность, но в то же время ребенок может быть замкнут или чем-то подавлен;
-отсутствие связи между предметом и словом, которое его обозначает.
Итак, алалия может быть трех видов, и, проверив речь своего ребенка, родители могут предположительно определить, с какой формой алалии ему придется «бороться».
1. Сенсорная алалия
Ребенок не может научиться говорить из-за того, что не различает между собой звуки речи, он их как бы «не слышит». При этом любые другие «неречевые» звуки он слышит очень даже хорошо и реагирует на них. Собственная речь у такого ребенка обычно отсутствует полностью, или могут быть отдельные лепетные слова, могут быть эхолалии (когда он повторяет только что услышанное слово, если на короткий период способен его запомнить). Поскольку ребенок не воспринимает звуков речи, он не понимает речь окружающих.
Сенсорная алалия может быть выражена в разной степени.
- Ребенок может полностью не воспринимать речевые звуки – не обращать на них внимания. Тогда он совершенно не реагирует на речь и производит впечатление глухонемого.
- У ребенка может, вообще, отсутствовать реакция на человеческий голос. Он не слышит и не различает голоса людей.
- Ребенок может воспринимать некоторые звуки речи и их сочетания, но очень плохо различать их между собой. Тогда он откликается на словесные обращения, но смысла их все равно не понимает или понимает очень отдаленно.
В основном, он ориентируется, исходя из ситуации, реагируя на жесты окружающих людей, выражения лиц, повороты головы и примерно догадывается, о чем идет речь, и что происходит. В этом случае родители могут считать, что у ребенка – вполне удовлетворительное понимание речи.
Чтобы ориентировочно определить, есть ли у ребенка сенсорная алалия, родителям нужно проверить, понимает ли он простые инструкции и значения слов. Предлагайте ему совершать хорошо знакомые действия (подойти к чему-либо, принести что-то и т. п.). Просите показать ту или иную вещь (окно, стол), совершить то или иное движение (сесть, лечь, идти). Все инструкции должны быть в исключительно словесной форме, полностью избегайте, какой бы то ни было, жестикуляции: указательных жестов, поворотов головы, взглядов на предмет. Проверьте также, как ребенок реагирует на звуки речи и человеческие голоса. Окликайте его за спиной (эй, ау), произносите гласные и согласные звуки и наблюдайте, привлекают ли они его внимание. У ребенка, не понимающего речи, нужно обязательно проверить физический слух.
2. Моторная алалия
Ребенок не может научиться говорить из-за того, что плохо управляет своими речевыми органами (языком, губами, нижней челюстью).
При этом его мышцы абсолютно здоровы, он просто не может ими действовать по своему усмотрению (произвольно). Причем, ему не удаются, или плохо удаются только речевые движения (он не может произносить звуки речи, а значит, слова), однако неречевые движения находятся в полном порядке (он открывает рот во время еды, жует, облизывается, улыбается и т. п.). Понимание речи при этой форме алалии сохранно.
Моторная алалия может быть выражена в разной степени.
- Ребенок может быть неспособен совершать любые произвольные движения органами речи, – даже просто по заданию открыть рот. Однако те же самые непроизвольные действия не страдают (то есть, он прекрасно открывает и закрывает рот во время еды). При такой выраженности нарушения ребенок, как правило, вообще не говорит или издает нечленораздельные звуки.
- Ребенок способен совершать простые произвольные движения речевыми органами (копировать их). В этом случае у него может сложиться кое-какая речь. Он может очень несовершенно произносить ограниченное количество слов, состоящих из отдельных слогов и звукосочетаний. Одно и то же слово каждый раз может произноситься по-разному, поскольку он не запоминает составляющих его речевых движений.
Чтобы приблизительно понять, есть ли у ребенка моторная алалия, родителям нужно определить, насколько хорошо он управляет своими речевыми органами. Проверьте, может ли он совершать по подражанию (вслед за вами по вашему показу) определенные движения органами речи: открывать и закрывать рот, высовывать язык изо рта и убирать обратно, улыбаться и вытягивать губы в трубочку, поднимать язык вверх к зубам и опускать вниз. Движения нужно выполнять, глядя в зеркало. Если ребенок не справляется с этими действиями, проверьте, способен ли он, вообще, по заданию совершать хотя бы какие-нибудь движения органами речи. Например: попросите его открыть рот, несколько раз покажите это действие, скажите, чтобы он представил себе, как он ест, поднесите ему ко рту ложку. Или: улыбнитесь, изобразите смех, предложите ребенку посмеяться вместе.
Она представляет собой комбинацию описанных выше слуховых и двигательных нарушений, выраженных в разной степени, поэтому является самым тяжелым речевым дефектом.
авторизуйтесь