Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Н. П. Задумова, И. А. Григорьева
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет,
Санкт-Петербург, Россия
Современная наука рассматривает письмо как сложную осознанную форму речевой деятельности (А. Р. Лурия, Т. В. Ахутина, Л. С. Цветкова и др.).
Являясь видом деятельности, письмо включает три основные операции:
- навык символизации;
- моделирование звуковой структуры слова с помощью букв;
- графомоторные навыки (Корнев А. Н., 1997).
Навык символизации предполагает установление четких звукобуквенных соответствий, что требует опоры на фонематическое восприятие и дифференциацию фонем, с одной стороны, и достаточное развитие оптико-пространственных функций — с другой.
Моделирование звуковой структуры слова включает установление последовательности фонем в слове и ее перевод в пространственную последовательность букв.
Графомоторные навыки являются конечным звеном процесса письма и оказывают влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Реализация графомоторных операций в значительной степени зависит от состояния зрительно-моторной координации движений. Затруднения в изображении букв могут быть настолько существенными, что приводят к дезорганизации предыдущих операций (Корнев А. Н., 1997).
Сложная многоуровневая структура процесса письма обеспечивается деятельностью ряда анализаторов, отвечающих за психофизиологическую основу письма. Так, перевод фонемы в графему осуществляется посредством взаимодействия речеслухового, речедвигательного и зрительного, а перевод графемы в кинему — зрительного и двигательного анализаторов. Отмечается, что характер взаимодействия указанных анализаторов неодинаков при различных видах письма — репродуктивного и самостоятельного.
К числу неразрешенных вопросов, касающихся изучения письма как деятельности, относят выявление процессуальных его характеристик, предполагающих оценку динамики письма в большей степени, чем конечного его продукта (письменной работы).
С этой точки зрения представляется эффективным исследование репродуктивного письма (списывания) с применением айтрекера.
Использование данного прибора ориентировано на решение целого спектра задач: оценка положения взгляда (вертикальное и горизонтальное), размера зрачка, закрытия глаз и моргания; фиксация и передача в реальном времени информации о движении глаз. Особое значение приобретает и возможность дифференцированного анализа полученных данных: саккад, фиксаций, последовательности фиксационных точек, путей сканирования, области интереса, стратегии отслеживания.
Возможность с высокой точностью измерять и анализировать движения глаз — технология их отслеживания (трекинга) — чрезвычайно важна для научных исследований, использующих зрительную стимуляцию. Айтрекер обеспечивает надёжность этого измерения, эффективные алгоритмы анализа движений.
Айтрекинг не утомителен для участника эксперимента: прибор (очки со встроенными HD
камерами, позволяющими достичь высокой детализации изображения) надевается на голову, калибруется по трём точкам. Линейка приборов включает как стационарные, так и мобильные (портативные) системы. Мобильный айтрекер можно использовать практически в любых условиях: в клинике, в школе, на дому.
В настоящее время айтрекер чаще всего используется в области исследований рынка, эффективности рекламы, а также при изучении визуального восприятия (в психофизиологии, нейрофизиологии, когнитивной нейробиологии).
Стационарный айтрекер получил своё применение при исследовании движений взора при чтении в лаборатории нейрокогнитивных технологий научно-исследовательского центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета (СПбГПМУ).
Полная версия статьи доступна участникам клуба
Закрытый клуб логопедического портала «ЛОГО-ЭКСПЕРТ». Уделяйте 15 минут в день развитию в любимом деле и через год Вы станете профессионалом. Выберите формат участия в клубе:
авторизуйтесь