Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
И. Балчюниене, А. Н. Корнев
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург, Россия;
Университет Vytautas Magnus, Каунас, Литва
Многочисленные зарубежные исследования показали, что структурированное исследование детского нарратива является экологически валидным инструментом комплексного анализа языковых (лексико-грамматических, прагматических) и дискурсивных способностей ребенка (Peterson, McCabe 1991; Hughes [et al.]; 1997, Duinmeijer [et al.], 2012). Состояния некоторых параметров нарративного языка являются предикторами успешности освоения грамоты (Bliss [et al.], 1998; Hayward, Schneider 2000). В России проблема формирования нарратива как формы дискурса еще не привлекла достаточно внимания (Юрьева, 2010).
Методология
Данное исследование посвящено изучению структуры и речи нарратива русскоговорящих детей 6—7 лет с общим недоразвитием речи. Исследование проведено с помощью авторской методики Russian Assessment Instrument for Narratives — RAIN (Kornev, Balciuniene 2016, созданной на основе авторской модификации фрагмента методики MAIN (Gagarina [et al.], 2012, 2015).
Методика включает 2 части: а) составление рассказа по серии картинок и б) пересказ истории, предъявленной вслух с опорой на другую серию картинок. В части первой перед ребенком раскладываются 6 картинок и предлагается рассказать о том, что произошло с героями. После рассказа ребенка экспериментатор задает 10 стандартных вопросов, позволяющих оценить понимание истории. Во второй части методики экспериментатор раскладывает перед ребенком другую серию из 6 картинок, предупреждает, что устный рассказ нужно будет пересказать, рассказывает (зачитывает) историю вслух и затем предлагает пересказать. После пересказа опять задается 10 стандартных вопросов, позволяющих оценить понимание истории.
Вся речевая продукция детей записывается на диктофон. После транскрибирования производятся морфологическая кодировка полученных текстов в формате CHAT (MacWhinney, 2000) и автоматизированный анализ по разным языковым параметрам общей продуктивности, лексической разнообразности и синтаксической сложности; кроме языковых показателей оценивается структура нарратива — композиционная структура, завершенность эпизодов и наличие слов, обозначающих внутреннее состояние героев.
Испытуемые
Основная группа состояла из 12 детей 6—7 лет с общим недоразвитием речи, контрольная группа состояла из 12 детей с нормальным развитием того же возраста. Для уравнивания условий эксперимента для всех детей исследование проведено по следующей схеме: половина детей каждой из групп (гр. О и гр. К) составляли рассказ по серии № 1, а пересказ — по серии № 2 (которая считается сложнее серии № 1 , см. Balciuniene, Kornev, 2014); другая половина детей рассказ составляли по серии № 2, а пересказ — по серии № 1.
Половина детей из каждой группы начинали эксперимент с задания «составление рассказа», а вторая половина — с задания «пересказ». Таким образом, классическая методология анализа нарратива была дополнена динамическим подходом в изучении влияния независимых переменных «сессия», «вид нарратива» (рассказ/пересказ) и «сложность нарратива» (серия № 1/№ 2) на качество продукции нарративов.
Полная версия статьи доступна участникам клуба
Закрытый клуб логопедического портала «ЛОГО-ЭКСПЕРТ». Уделяйте 15 минут в день развитию в любимом деле и через год Вы станете профессионалом. Выберите формат участия в клубе:
авторизуйтесь