Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Анализ материалов архива А. Р. Лурии: к вопросу об исследовании семантической афазии
А. Р. Агрис, И. В. Евсевичева, Т. В. Ахутина
Школа № 1251 имени генерала Шарля де Голля;
МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Научное наследие Александра Романовича Лурии (1902—1977), основателя отечественной нейропсихологии, до сих пор далеко не полностью известно научному сообществу и нуждается в изучении. Огромную ценность в этой связи представляют материалы научного архива ученого. В настоящее время большая часть архивных материалов хранится в семье А. Р. Лурии (хранитель архива Е. Г. Радковская).
Другую часть архива сохраняла Е. Д. Хомская, ближайшая ученица и коллега А. Р. Лурии, а после ее смерти материалы были переданы в лабораторию нейропсихологии МГУ имени М. В. Ломоносова (руководитель Т. В. Ахутина). Эта часть архива содержит 159 папок объемом от 7 до 600 страниц, в каждой из которых находится от 1 до 24 единиц хранения. В архиве присутствуют истории болезни, протоколы исследования больных с 1928 по 1970-е годы, рукописные и машинописные варианты книг и статей, в том числе никогда не публиковавшихся, черновики лекций и выступлений, личная корреспонденция (письма и фотографии). Долгое время факультетский архив А. Р. Лурии оставался неразобранным. Часть работы по сортировке и систематизации его документов была проведена студенческим кружком факультета психологии МГУ под руководством Е. В. Печенковой, но эта работа не была доведена до конца. С 2015 года сотрудники факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова и лаборатории нейролингвистики НИУ ВШЭ (руководитель О. В. Драгой) ведут работу по созданию электронного архива материалов А. Р. Лурии. Создание электронной версии архива должно защитить уникальные документы, отражающие эволюцию научной мысли А. Р. Лурии, от влияния времени, а также сделать их доступными широкому кругу исследователей истории нейропсихологии и когнитивных нейронаук. В настоящее время завершена оцифровка всех документов архива и их краткое описание для базы данных электронной версии архива. В число отсканированных материалов по предварительным подсчетам вошли: 256 статей; 257 протоколов обследования пациентов (многие — с заключениями по ним); 21 текст докладов; 24 заметки и черновика; машинописные заготовки известной повести «Потерянный и возвращенный мир» (1971); машинопись книги «Об историческом развитии познавательных процессов» (1974); рукопись учебника «Руководство по психологии» на 493 листах, рукопись и два варианта машинописи второго тома книги «Нейропсихология памяти» (1976). Общий объем отсканированных материалов составил, по предварительным подсчетам, около 10 000 листов. В настоящее время для всех документов архива составляются краткие аннотации, а также ведется создание электронной информационной системы, которая позволит осуществлять автоматический поиск среди материалов архива по ключевым словам и фиксируемым библиографическим параметрам (автор, соавтор, год написания, издания и т. п.). Итогом работы должен стать онлайн-ресурс «Архив Александра Романовича Лурии», на котором будут доступны переведенные в электронный вид материалы бумажного архива.
Среди документов архива имеются материалы, которые позволяют проследить историю изучения А. Р. Лурией синдрома семантической афазии. Эта форма афазии привлекла внимание Лурии еще в 1920-е годы. К этому моменту неврологами выделялись 3 основные формы афазии — сенсорная (или афазия Вернике), моторная (или афазия Брока) и семантическая (или амнестическая), о природе нарушений при которой уже не одно десятилетие велись споры. Для прослеживания истории изучения семантической афазии особую ценность имеют такие архивные документы, как протоколы обследования больных с 1929 по 1933 год (по некоторым больным существуют многолетние наблюдения на нескольких сотнях страниц), а также неизданная монография «Теменная (семантическая) афазия» (1940), электронная копия которой с любезного согласия Е. Г. Радковской была присоединена к факультетскому архиву.
Анализ протоколов позволяет увидеть, что диагностика пациентов с семантической афазией велась с целью углубленного изучения связи нарушений категориального мышления и нарушений опосредования в речи пространственных представлений, предметных действий, навыков конструирования. Комментируя начало своих занятий афазией, А. Р. Лурия в своей научной автобиографии писал, что его и Л. С. Выготского первоначальные представления о работе мозга находились под сильным влиянием английского невролога Генри Хэда (Лурия, 1982, с.117—118).
Хэд считал, что афазия вызывает снижение интеллекта, потому что мышление вместо речи должно опираться на примитивные, непосредственные связи между предметами и действиями.
Это мнение настолько совпадало с разграничением опосредованных и естественных процессов, принятых в подходе Л. С. Выготского, что вначале Выготский и Лурия вслед за Хэдом думали, что из-за нарушения речи человек вынужден действовать в ответ на стимулы непосредственным, крайне упрощенным образом. Проделанные эксперименты не подтвердили эти предположения ученых, что стимулировало дальнейшее развитие нейропсихологических взглядов Выготского и Лурии. В частности, было сформировано представление о «хроногенной» локализации функций, о возможности компенсировать дефекты под влиянием сложившихся функциональных систем (Выготский, 1934, 1995), что позволило понять, почему распад не является простым «негативом» развития, и отказаться от упрощенной трактовки афазии.
Следующий шаг в развитии взглядов Лурии отражен в его монографии «Теменная (семантическая) афазия» (1940). Рукопись мелким убористым почерком составляет 171 с., машинопись — 219 с. Она является вторым томом запланированного в 1930-х годах трехтомника; первый том — «Сенсорная афазия» — стал законченным исследованием, за которое А. Р. Лурия получил степень доктора медицины, тогда как третий том должен был осветить две моторные формы афазии. В монографии дан объемный обзор литературы. Он начинается с раздела, раскрывающего историю исследования семантической афазии. В нем автор критикует как ассоцианистский подход, описывающий семантическую афазию как простой разрыв связи слова и представления (Брока, Бродбент), так и авторов, пытавшихся описать нарушения мышления при семантической афазии (Мари, Пик, Гельб, Гольдштейн), поскольку мышление в их работах понималось идеалистически, в отрыве от чувственного опыта, действия и исторически возникшего строя языка. Из обзора работ А. Р. Лурия делает вывод, что для проведения детального анализа нарушения смысловой (в отличие от внешней, фазической) стороны речи при семантической афазии необходимо привлечь данные о строении и функционировании нижнетеменной области и об организации самой языковой системы.
Именно этому и посвящены следующие два раздела монографии. В первом из них А. Р. Лурия с опорой на данные литературы показывает, как морфофизиологическое строение теменных долей способствует их роли в синтезах высшего уровня и формированию надмодальных представлений о пространстве. Во втором разделе автор анализирует, как сама структура языка в ходе развития человека двигалась от индикативной (указующей) роли слова к номинативной и переходила от синпрактической, внеязыковой передачи смысла (когда смысл можно понять только из контекста) к ситуации, когда язык своими сложными логико-грамматическими конструкциями может передать все сложные системы связей и отношений в мире.
Полная версия статьи доступна участникам клуба
Закрытый клуб логопедического портала «ЛОГО-ЭКСПЕРТ». Уделяйте 15 минут в день развитию в любимом деле и через год Вы станете профессионалом. Выберите формат участия в клубе:
авторизуйтесь