Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
А. С. Григорьев, Е. Е. Ляксо
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Метод перцептивного анализа речи широко используется в клинической практике для выявления слуховых нарушений (Moore, 2011), динамики выявления слуха после оперативного вмешательства (Королева, 2008) или для определения сформированности речи у пациентов с нарушением (Louzada [et al.], 2011) или недоразвитием речи.
Еще в работах Натальи Николаевны Трауготт отмечена важность понимания речи говорящего при компенсации речевых нарушений, например моторной алалии (Трауготт, 1940). Для того чтобы адекватно проводить исследования нарушений речевой функции, необходимо получить данные о параметрах речевых сигналов нормально развивающихся детей.
Перцептивный анализ широко используется для описания в наших исследованиях ранних вокализаций младенцев (Ляксо [и др.], 2001) и речи детей дошкольного возраста (Григорьев, Ляксо, 2013), в зарубежных работах — для категоризации речевого материала (Holt, Lotto, 2010; Samuel, 2011) в зависимости от возраста, гендерной или языковой принадлежности, выявления половых различий по характеристикам голоса (Amir [et al.], 2012). На материале русского языка данные о перцептивном анализе речи детей школьного возраста и подростков немногочисленны.
В данной работе изучалось распознавание лексического значения слов, вырезанных из контекста фразы, детей и подростков в возрасте 9—16 лет. Речевой материал записан в общеобразовательной школе во время диалога экспериментатора и ребенка.
Темами диалога с детьми явились: любимые и нелюбимые предметы в школе, увлечения в свободное время, любимые фильмы и книги и т. д. Выбор тем обусловлен повторяемостью слов, использованных детьми, чтобы сопоствить полученные данные для разных возрастов. Дети не имели диагностированных нарушений речевого развития, патологий слуха и по антропометрическим показателям (вес, рост) соответствовали возрастной норме. Запись речевого материала детей осуществляли на цифровой магнитофон “Marantz PMD660” с выносным микрофоном «SENNHEIZER e835S».
Дизайн исследования включал:
1) запись речи детей;
2) составление тестовых последовательностей, включающих слова, на которые падает фразовое ударение, вырезанные из контекста фразы;
3) проведение перцептивного экспертного анализа аудиторами;
4) акустический спектрографический анализ слов детей, распознанных аудиторами с высокой и низкой вероятностью.
Уровень громкости слов в тестовых последовательностях составлял 40—50 дБ, слова не выравнивались по громкости. Каждое слово предъявляли по три раза, интервал между предъявлениями составлял 5 с, интервал между разными словами — 15 с.
Подготовку тестовых последовательностей, а также акустический спектрографический анализ производили с использованием звукового редактора «Cool Edit Pro».
Составлено 16 тестовых последовательностей (для каждого из возрастов с 9 до 16 лет, по одной тестовой последовательности для мужской и женской речи для каждого возраста), использована речь 77 детей (41 мальчик и 36 девочек, для каждого ребенка известны антропометрические данные на момент записи (рост и вес)). Тестовые последовательности предъявлялись в свободном поле группам аудиторов, не имеющим диагностированных нарушений слуха.
Всего в исслдовании приняли участие 263 аудитора (53 мужчины и 210 женщин), в возрасте от 17 до 32 лет. Были разработаны специальные анкеты, предложенные для заполнения аудиторам. В данные анкеты аудиторы вносили личную информацию (пол, возраст, образование, опыт общения с детьми) и информацию о прослушанных тестовых последовательностях.
Аудиторам было предложено записать в анкету побуквенно услышанные слова напротив номера соответствующего слова (по порядку следования в тесте), а в следующей графе анкеты написать его возможное значение. Истинное значение слова определяли по контексту фразы.
Полная версия статьи доступна участникам клуба
Закрытый клуб логопедического портала «ЛОГО-ЭКСПЕРТ». Уделяйте 15 минут в день развитию в любимом деле и через год Вы станете профессионалом. Выберите формат участия в клубе:
авторизуйтесь