Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Исследование мозговых систем обеспечения речи у детей с отдаленными последствиями перинатального поражения ЦНС
Н. Ю. Кожушко, Е. В. Беникова, Л. А. Кудашева, Ю. К. Матвеев, Е. А. Пономарева
Научно-практический Центр психофизиологии аномального развития ИМЧ РАН, Санкт-Петербург, Россия
Большинство нейропсихологических разработок основано на изучении эффектов выпадения уже сформированных функций у взрослых, в меньшей степени — у детей [3, 7, 8]. Работа с детьми, у которых высшие психические функции (ВПФ) исходно не были сформированы по возрасту вследствие перинатального поражения ЦНС, позволяет получить информацию об особенностях мозговой организации психических функций в случаях незрелости/повреждения отдельных звеньев этой системы в процессе онтогенеза.
Данные МРТ сканера Philips Achieva 3T у 101 ребенка вышеуказанной группы показали, что около 70 % детей либо не имеют изменений структур мозга, либо эти изменения были минимальными, резидуального характера [2]. То есть мы чаще имеем дело с так называемыми функциональными нарушениями [1], что дает нам возможность вносить коррективы в процессы развития, которые отклоняются от возрастной нормы.
Активно используемый в детской неврологии для лечения речевых и двигательных нарушений метод транскраниальных микрополяризаций — ТКМП [2, 4, 5, 9] позволяет нам исследовать особенности дисфункции мозговых систем обеспечения речи, а также изучать процессы замещающего онтогенеза. В частности, возможность получения позитивных изменений уже с первого сеанса 20-минутной ТКМП указывает на наличие «быстрого доступа» к системам активации уже имеющихся, заложенных в матрицах долгосрочной памяти способностей, перевода их в «рабочий» режим.
Нами проведен сравнительный анализ эффектов модифицированных ТКМП (патенты РФ
№ 2180245, 2248227, 2402973) у 401 ребенка в возрасте от 3 до 10 лет с отставанием в развитии (моторная алалия, ОНР, расстройства аутистического спектра, умственная отсталость и др.). Дети проходили курс ТКМП впервые, без совмещения с другими методами лечения, время экспозиции тока 20 мин. Выбор места наложения анода производился в соответствии с анатомическими проекциями зон Брока и Вернике, а также центра ручной моторики (поле 8) только левого полушария, катод — рядом с затылочным отверстием также левого полушария (первые исследования проведены под контролем МРТ с пересчетом в систему стереотаксических координат атласа Талейрака — А. И. Холявин, Ю. З. Полонский).
У 214 детей первый сеанс был проведен вблизи корковой проекции зоны Вернике, у 66 детей — зоны Брока, у 121 ребенка — центра мелкой моторики. Анализировали результаты наблюдений за поведением, речью в период между первым и вторым сеансами (от 2 до 7 дней в зависимости от режима воздействий). Частота появления этих изменений в период между первым и вторым сеансом суммировалась по группе детей.
Как показали полученные данные, негативные реакции на первый сеанс ТКМП в проекциях указанных зон были отмечены у 18—19% детей, проявлялись в основном капризами, нарушениями сна, но носили преходящий характер и исчезали, как правило, на следующий день. Вызванные позитивные изменения после первого сеанса вблизи проекции зоны Вернике отмечены у 76,8 % детей, зоны Брока — у 46 % детей, центра мелкой моторики — у 33 % детей.
Полная версия статьи доступна участникам клуба
Закрытый клуб логопедического портала «ЛОГО-ЭКСПЕРТ». Уделяйте 15 минут в день развитию в любимом деле и через год Вы станете профессионалом. Выберите формат участия в клубе:
авторизуйтесь