Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
В русском языке 42 фонемы, при этом 36 из них – это согласные звуки, в образовании которых участвуют губы, зубы, язык и нёбо. При образовании гласных звуков мы активно используем легкие и голосовые связки, поэтому они состоят из голоса. Согласные же состоят из шума, но среди них есть и такие, при произношении которых также активно используется голос. Такие согласные называются звонкими или, как их еще называют, «сонорными».
Эта группа звуков включает в себя восемь парных по мягкости-твердости и один мягкий непарный звук: [Л] – [Л’], [М] – [М’], [Н] – [Н’], [Р] – [Р’], [Й]. В отличие от большинства звонких согласных, они не имеют пар по глухости.
Современная тенденция такова, что все большее количество детей дошкольного возраста (5-6 лет) имеют проблемы с произношением Р и других сонорных звуков. Это особенно тревожный факт, учитывая, что впереди детей ждет обучение в школе и крайне важно избавиться от всех имеющихся проблем со звукопроизношением. В противном случае все ошибки перенесутся на ошибки в чтении и письме. Есть и другой, не менее важный момент – дети, которые не выговаривают какие-либо звуки, часто становятся жертвами буллинга в школе, что ведет к значительному ухудшению психоэмоционального состояния.
Неправильное произношение звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’]
Ламбдацизмы – это различные нарушения при произношении звуков Л и Л’. Нарушения могут быть различными: полное отсутствие звука в речи, межзубное произношение, либо другие искажения (Л произносится мягко, как [НГ] и т.д.). Параламбдацизмы – это другая форма этого нарушения, для которой характерна замена Л на другие звуки.
Ротацизмы – это нарушения при произношении звуков Р и Р’. Они также могут быть различны: отсутствие звука в речи, носовой (слышится [НГ]), боковой (слышится [РЛ’]), горловое произношение (велярное или увулярное), одноударный. произношение Р как мягкого звука. Замена Р на другие звуки называется «параротацизмами».
Наличие вышеперечисленных нарушений звукопроизношения можно считать нормой только до определенного возраста – до 4,5-5 лет. И то только при том условии, что у ребенка нет других речевых нарушений и все его компоненты речи развиваются нормально. Если проблема сохраняется после 5 лет, то это серьезный повод для беспокойства и обращений к профильному специалисту – логопеду-дефектологу.
Правильная артикуляция Р и Л
Чтобы устранить дефекты произношения Р, Л и других сонорных звуков, необходимо знать артикуляционный уклад (положение языка, губ, мягкого нёба) этих звуков в норме.
Артикуляция звука Р:
- Губы разомкнуты, зубы обнажены. Положение губ зависит от последующего гласного.
- Нижняя челюсть, корень и средняя часть спинки языка напряжены.
- Кончик языка в форме ложечки поднят и вибрирует у альвеол (при твердом произношении) или у верхних зубов (при мягком).
- Корневая часть языка опущена (при твердом) или приподнята (при мягком).
- Мягкое нёбо поднято, препятствуя выходу струи воздуха через нос.
- Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Артикуляция звука Л:
- Положение губ при произношении звука Л зависит от того, какие гласные будут идти дальше.
- Кончик языка упирается в верхние зубы.
- Между краями языка и коренными зубами образуется щель, через которую будет идти выдыхаемая струя воздуха.
- При произношении твердого Л язык в форме седла, его корень приподнят. При произношении Л’ корневая часть опущена, а передняя и средняя часть спинки языка – приподняты.
- Мягкое нёбо поднято, преграждая выход струи воздуха через нос.
- Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Артикуляция сонорных звуков
Постановка сонорных звуков – это достаточно сложный и длительный процесс, который представляет собой поэтапную работу. Важно понимать, что у детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием наблюдается низкий словарный запас, а также аграмматизмы во фразовой речи. При планировании своей работы логопеду важно учитывать следующие дидактические принципы:
- правильная подача материала «от простого к сложному»;
- занятия следует проводить в игровой форме;
- доступность;
- учет вида мышления дошкольника – наглядно-действенного и наглядно-образного.
На первом этапе проводится артикуляционная гимнастика, которая предполагает выполнение определенных групп упражнений на развитие артикуляционных органов.
Вот несколько таких упражнений:
- «Улыбка-трубочка». Верхние зубы ставятся на нижние, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены. Такое положение необходимо зафиксировать на 3-5 секунд. Далее вытягиваем губы трубочкой – в таком положении держим 3-5 секунд. Повторяем переключения этих двух позиций 5-7 раз. При выполнении упражнения важно следить за тем, чтобы зубы всегда были сомкнуты.
- «Змейка». Открываем рот. Узкий язык сильно выдвигаем вперед и убираем назад. При выполнении упражнения важно следить за тем, чтобы язык не прикасался к губам и зубам.
- «Грибок». Губы раздвинуты в улыбке, зубы обнажены. Прижимаем широкий язык к нёбу и открываем рот. Данное упражнение лучше проводить перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как у него формируется «гриб».
- «Гармошка». Губы раздвинуты в улыбке. Делаем «грибочек» (присасываем широкий язык к нёбу). Не отрывая язык, открываем и закрываем рот (зубы не смыкать).
- «Лошадка». Необходимо присосать язык к нёбу, растягивая подъязычную уздечку. Щелкаем языком медленно и сильно.
Это лишь малая часть артикуляционных упражнений, которые можно использовать на практике. Кстати, их вполне можно проводить дома, четко соблюдая инструкции логопеда.
Какие есть способы постановки?
Постановка сонорных звуков возможна разными способами: по подражанию, от опорного звука, от артикуляционного уклада и смешанный способ (от опорного звука с механической помощью). Ниже мы рассмотрим постановку звуков Л и Р.
Постановка звука Л по подражанию
Данный способ предполагает, что ребенок учиться произносить звук на основании правильного примера. Важно сочетать его с игровыми образами – так дети лучше воспринимают информацию. Необходимо следить, чтобы артикуляция была правильной.
Постановка звука Л от артикуляционного уклада
Важно подробно объяснить ребенку правильное положение артикуляционных органов во время произношения этого звука. Далее он повторяет правильный артикуляционный уклад.
Постановка звука Л от опорного звука
В логопедической практике используется несколько методов:
- «Песенка иголочки». Необходимо произносить «а-а-а», одновременно постукивая кончиком языка по альвеолам.
- «Пароход гудит». Зажимаем передними зубами кончик языка, после чего произносим «ы-ы-ы».
- Произносится «а-а-а», при этом нужно открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка.
- Произносится «а-а-а», касаясь при этом кончиком языка к верхней губе (для мягкого Л’).
Постановка звука Р по подражанию
Данный способ аналогичен с постановкой звука Л, т.е. также предоставляется образец в сочетании с игровыми образами (к примеру, ревет мотор).
Постановка звука Р от артикуляционного уклада
Ребенку подробно рассказывается, какое именно положение занимают артикуляционные органы при произношении этого звука. Ребенок четко повторяет все эти действия, в результате чего должен получиться четкий изолированный звук.
Постановка звука Р от опорного звука
Выработка проторного звука Р: ребенок длительно произносит Ж, при этом его рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке, широкий язык за верхними резцами.
Выработка одноударного звука Р: ребенок длительно произносит Ж на одном выдохе, при этом отодвигая кончик языка вглубь полости рта.
После постановки обязательно проводится автоматизация сонорных звуков в слогах, словах, предложениях и т.д. Важно давать нагрузку постепенно, т.е. от простого к сложному. Нельзя переходить к следующему этапу, если предыдущий еще не освоен. Большинство занятий вполне подходит для дома, поэтому родители также должны принимать активное участие в этом процессе, постоянно консультируясь со специалистом.
авторизуйтесь