Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Инсульт – это опасное для жизни состояние, которое вызвано острым нарушением кровообращения, в результате которого происходит поражение различных областей мозга. В зависимости от того, какая именно область была поражена, у человека возникают различные нарушения в работе организма разной степени тяжести. Существует три основных вида инсульта: ишемический инсульт, внутримозговое и субарахноидальное кровоизлияние. Внутримозговое и (не во всех классификациях) нетравматические подоболочечные кровоизлияния относятся к геморрагическому инсульту.
Неправильно будет полагать, что инсульт случается только у пожилых людей. В последнее время это острое нарушение «молодеет», потому что к факторам риска относится не только возраст, но и малоподвижный образ жизни, злоупотребление вредными привычками, лишний вес и т.д. Достаточно часто инсульт случается у профессиональных спортсменов, чей организм просто не выдерживает таких интенсивных нагрузок.
Наиболее частыми последствиями инсульта являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций (различными видами агнозий и апраксий). Расстройства речи после инсульта возникает вследствие поражения речевых зон коры головного мозга и их проводящих путей. Иными словами, больной может полностью или частично утратить речь. Он испытывает сложности в произношении слов, понимании чужой речи и запоминании. Кроме того, возможны нарушения работы мышц языка и лица.
В такой ситуации восстановление речи после инсульта – это очень важное мероприятие, которое позволяет вернуть человека к нормальной жизни и способности общаться со своими близкими, а также окружающими людьми. При этом реабилитацию нужно начинать сразу же, как только состояние организма человека стабилизируется.
Почему страдает именно речевой центр
Нарушение мозгового кровообращения происходит из-за двух причин: кровоизлияние в мозг, которое происходит из-за разрыва стенки сосуда (геморрагический инсульт), либо при сужении или закупорке артерий, питающих головной мозг (ишемический инсульт). Среди всех видов инсульта преобладают ишемические поражения мозга. Хотя в обиходной речи инсульт часто называют кровоизлиянием в мозг, в действительности на кровоизлияния — на геморрагическую разновидность инсульта — приходится лишь 20—25 % случаев. Ишемические инсульты составляют 70—85 % случаев, нетравматические субарахноидальные кровоизлияния — 5 % случаев.
У большинства людей (правшей) речевые центры располагаются в левом полушарии головного мозга (у левшей – в правом). Соответственно, повреждение именно этих отделов и приводит к различным речевым нарушениям, не считая проблем с работой конечностей.
В результате поражения головного мозга, примерно у 1/3 людей возникает афазия – это полная или частичная утрата речи. Пациент теряет способность произносить слова и/или не понимает смысл обращенной к нему речи (при сохранном слухе).
Афазия бывает нескольких типов:
- Моторная. Бывает афферентной и эфферентной. Афферентная — проявляется в распаде отдельных артикуляционных поз, или иначе, артикулем. В устной речи больных это проявляется в поисках артикуляции. Эфферентная — речь становится разорванной, сопровождается застреванием на отдельных фрагментах высказывания. Больной относительно легко произносит отдельные звуки но, испытывает существенные затруднения при произнесении слов и фраз.
- Сенсорная. Расстройство фонематического слуха, обуславливают грубые нарушения импрессивной речи. Звуки теряют свое стабильное звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам. Способность говорить сохраняется, но человек теряет способность распознавать обращенную к нему речь.
- Семантическая. То есть не способность воспринимать сложные логико-грамматические обороты речи. Человек может понимать только простые и короткие речевые конструкции.
- Акустико-мнестическая. Речь сохранена, но человек забывает названия окружающих предметов, поэтому элементарно не может их повторить.
- Динамическая. Возникает в результате поражения заднелобных участков левого полушария. Человек не может построить связное и логичное высказывание. Их речь отличается бедностью, односложностью ответов в диалоге.
- Тотальная. Это самая тяжелая форма афазии, которая требует наиболее длительной реабилитации. Больной полностью утрачивает способность говорить, понимать обращенную к нему речь. Он даже перестает узнавать своих близких родственников.
Другим расстройством речи, которое часто возникает после инсульта, является дизартрия – это нарушение правильной артикуляции, в результате чего речь становится смазанной и неразборчивой, часто встречаются запинки, изменение тембра голоса и т.д.
Важно начать восстановление речи как можно скорее. В зависимости от тяжести конкретного случая, на реабилитацию может уйти от нескольких месяцев (при легких случаях) до нескольких лет. При этом никто не дает гарантию, что речь восстановится полностью – все зависит от степени поражения мозга, а также квалифицированной работы специалистов (логопед, нейропсихолог, невролог и т.д.).
Важно комплексное обследование пациента, на основании чего назначается определенная реабилитационная программа. И только регулярность выполнения определенных упражнений поможет если не полностью восстановить речь, то хотя бы достичь того уровня, чтобы человек мог вновь коммуницировать с другими людьми. Восстановление речи предполагает комплексную работу, которая включает в себя медикаментозную терапию, массаж, а также обязательные занятия с логопедом.
Медикаментозное лечение
После перенесенного инсульта, больному назначаются препараты, которые позволяют нормализовать кровообращение, а также уменьшить очаг поражения.
К таким медикаментам относятся ноотропы (восстанавливают функции клеток мозга), гипотензивные средства (стабилизируют давление), диуретики для снятия отеков мозга, а также кроверазжижающие препараты. Естественно, никакое лекарство не поможет вернуть речь пациента, потому что их основная задача – это минимизация последствий поражения головного мозга.
Массаж
Помимо речевого нарушения, у людей, которые перенесли инсульт, может наблюдаться неконтролируемое слюнотечение, опущение уголков рта и щеки, а также проблемы с жевательной функцией.
Использование массажа позволяет восстановить тонус лицевых мышц, а также нормализовать его мимику – это важное условие, которое позволяет пациенту вновь начать разговаривать.
Проводится массаж лица, а также артикуляционных органов. Учтите, что подобные процедуры должен выполнять только квалифицированный специалист, который знает расположение точек, на которые нужно воздействовать.
Работа с логопедом
Работа с логопедом – это основной этап реабилитации, касающийся восстановления речевой функции. Специалист оценивает состояние пациента, определяет необходимый комплекс упражнений, исходя из конкретного клинического случая.
Занятия проводятся с логопедом, но для укрепления результата необходимо продолжать упражнения в домашних условиях (строго соблюдая рекомендации специалиста). Существует несколько основных правил логопедической работы с людьми, перенесшими острое нарушение мозгового кровообращения:
- Необходимо постепенно усложнять программу упражнений, начиная с простых занятий, затем переходя к более сложным.
- Важно подбадривать пациента, хваля его за правильно выполненное упражнение (даже если успехи пока незначительны).
- По причине большой утомляемости таких больных, первые занятия следует проводить по 10-15 минут, но несколько раз в день. Так вы сможете избежать их переутомления.
При этом важно, чтобы логопед постоянно проводил анализ проводимой работы, отмечал результаты и динамику, на основании чего он должен делать соответствующие корректировки (если они требуются).
В логопедической практике не существует какая-то одной методики, позволяющей восстановить речевую функцию пациента. Это всегда комплексная работа, включающая в себя определенные упражнения для восстановления речи после инсульта:
- Семантические – используются для стимуляции активного мышления. Задача пациента – продолжить ассоциативный ряд, предложение и т.д.
- Фонетические – необходимы для улучшения работы и контроля губ и языка. Логопед произносит определенные звуки, слова, скороговорки, а задача пациента – повторять их.
- Наглядные – это различные визуальные изображения и другие наглядные материалы, которые используются в работе с людьми, у которых диагностирована сенсорная афазия.
- Творческие – музыкальная и арт-терапия.
Артикуляционные упражнения
Комплекс артикуляционных упражнений должен разрабатывать логопед, учитывая фактическое состояние пациента.
Упражнения для развития мышц языка:
- ведение языком по нёбу;
- движение языка по кругу;
- цоканье;
- легкое прикусывание расслабленного языка;
- облизывание губ в разные стороны;
- высовывание языка, его направление к одному, потом к другому уголку рта.
Упражнения для губ:
- складывание губ в трубочку;
- надувание щек;
- улыбка с не разжатыми губами;
- дуть сквозь расслабленные губы;
- поднятие верхней губы, обнажая зубы (держать в таком положении несколько секунд) и т.д.
Упражнения для мимики:
- широкое открытие рта (держать в таком положении несколько секунд);
- нахмуривание бровей;
- движение челюстью в разные стороны;
- складывание губ (как для поцелуя).
Помимо этого, проводятся упражнения для голоса, которые предполагают произношение гласных на выдохе, поочередное произношение согласных (сначала глухие, затем звонкие), артикуляция (но без звука) гласной Ы и т.д.
Чего делать нельзя?
Следующие рекомендации больше относятся к родственникам пациента, который перенес инсульт.
Не нужно пытаться «научить» его повторять слова: «А теперь скажи ананас». На этом этапе в этом нет никакого смысла. Более того, это может нанести вред, потому что человеку возможно и удастся повторить это слово, но он не будет знать, что оно означает.
Если пациент научится выговаривать какое-то слово, и вы будете поощрять его в частом воспроизведении этого успеха, то может возникнуть такая ситуация, что он будет и дальше повторять его без какого-либо смысла. При этом другим словам его будет научить трудно.
Чтение детских книжек или букваря – тоже бессмысленное занятие. Дело в том, что дети учатся читать, начиная с отдельных букв, далее по слогам и т.д. В данном же случае восстановление речи идет по другому пути.
Какие рекомендации можно дать родственникам?
Когда человек переживает инсульт, то огромную роль играет не только профессиональная медицинская и логопедическая помощь, но и участие близких родственников. Вот какие рекомендации им можно дать:
- Помните, что афазия (отсутствие и/или непонимание обращенной речи) – это не какое-то психическое отклонение. Да, человек может изъясняться неразборчиво, его речь может быть похожа на смесь непонятных звуков, но это не значит, что он не понимает, что происходит вокруг. По этой причине ни в коем случае нельзя повышать голос, срываться или любым другим образом демонстрировать агрессивное поведение.
- Активнее общайтесь с ним даже в том случае, если вы не понимаете, что он говорит (либо его речь вообще отсутствует). Если этого не делать, то никакого прогресса в улучшении состояния больного не будет. Пробуйте петь вместе с ним (пусть он «подпевает» вам даже мычанием), включайте ему телевизор, радио.
- Если вам кажется, что прогресса нет (человек продолжает молчать), то работайте над тем, чтобы он понимал то, что ему говорят. Просите его взять в руку карандаш, почесать нос и т.д. Отсутствие прогресса может быть элементарным следствием депрессии, потому что человек понимает, что его организм не может функционировать, как раньше, поэтому и мотивация зачастую пропадает.
- Лучше всего общаться с ним короткими фразами в умеренном темпе. Быструю речь на этом этапе он попросту не воспринимает.
- Используйте карточки PECS или иные средства АДК для помощи и стимуляции общения. Использование средств АДК мотивирует пациентов к общению. Прогресс в общении и коммуникации положительно влияет на дальнейшую социальную интеграцию и быстрое восстановление.
- Это исследование показало, что использование АДК помогает восстанавливать утраченные речевые, коммуникативные и социальные навыки пациентов после инсульта в ранней реабилитации речи и поддерживает их мотивацию к общению.
Дать точный прогноз по поводу успеха реабилитации после перенесенного инсульта очень сложно. Все зависит от того, насколько сильно был поражен головной мозг. Но забота близких и планомерная работа со специалистами могут восстановить речевую функцию в достаточном для нормального общения варианте.
авторизуйтесь