Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Пример №1
Ольга Сахаровская, логопед-практик, специалист по фасциальному массажу
Первая консультация у логопеда
Какие вопросы логопед может задать родителям? Что обследует логопед?
Примерная структура обследования ребенка от 2 до 11 лет:
- Логопедическое заключение;
- анкетные данные;
- Ф.И.О. ребёнка;
- дата рождения;
- возраст;
- домашний адрес;
- домашний телефон;
- образовательное учреждение (детский сад/школа);
- программа обучения, по какой программе ребёнок обучается;
- дублировал программу или нет, какого класса (для школьника).
Сведения о родителях:
- мать (Ф.И.О., обязательно возраст на момент родов);
- отец (Ф.И.О., возраст, наследственность);
- национальный язык;
- двуязычие.
Общий анамнез:
- неблагоприятные факторы развития;
- как протекала беременность, роды;
- наследственность (есть ли какие наследственные заболевания);
Перенесённые заболевания:
- до года;
- после года;
- ушибы, травмы головы;
- судороги, есть ли судороги при высокой температуре.
Раннее развитие:
- голову держит с…. (норма с 1,5 мес);
- сидит с….. (в норме с 6 мес.);
- ползает с ….. (в норме с 6-7 мес.);
- стоит с …..( в норме с 10-11 мес.);
- ходит с …..(в норме с 11-12мес.);
- узнаёт близких с ….( в норме с 2,5 – 3мес.);
- первые зубы появились с…(в норме в 6-8 мес.);
- количество зубов к году ….( в норме 8 зубов).
Речевой анамнез:
- гуление в…(в норме с 2-х мес.);
- лепет в ….(в норме с 4-6 мес.);
- первые слова…( в норме около года);
- первые фразы в….(В норме от 1.5 до 2-х лет);
- прерывалось ли речевое развитие и по какой причине;
- использование жестов (замена речи, дополнение речи);
- отношение членов семьи к речевому дефекту ребёнка;
Занимались ли с логопедом:
- на протяжении какого времени;
- результаты занятий с логопедом;
Обследование артикуляционного аппарата:
- губы;
- зубы;
- прикус;
- челюсти;
- небо;
- язык;
- уздечка;
- увулюс.
Обследование подвижности:
- губы;
- язык.
Обследование мелкой моторики:
- На переключаемость
- На удержание
Проверка состояния слуха
При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на остаточном воздухе (после выдоха) на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи.
Определяются границы восприятия шепотной речи:
Восприятии шепота на расстоянии менее 3-х метров указывает на необходимость специальной консультации в сурдоцентре для уточнения состояния слуха.
Обследование произношения звуков:
- гласные звуки;
- согласные звуки;
- свистящие, шипящие, аффрикаты;
- сонорные;
- звонкие и глухие;
- фрикативные.
Обследование слоговой структуры слова:
- слова многосложные;
- со стечением согласных;
- содержать сходные звуки.
Обследование фонематического восприятия:
- цепочка слогов;
- цепочка слов;
- дифференциация оппозиционных фонем.
Обследование словарного запаса:
- предметный словарь;
- глагольный словарь;
- подбор синонимов;
- подбор антонимов;
- подбор родственных однокоренных слов.
Обследование грамматического строя речи:
- состояние предложений или небольших рассказов;
- использование предлогов;
- употребление существительных в разных падежах;
- употребление падежей в зависимости от числительных;
- образование множественного числа от существительного в единственном числе и наоборот;
- образование формы родительного падежа множественного числа;
- употребление числа при согласовании с существительным;
- образование уменьшительной формы существительного;
- использование суффиксов;
- образование прилагательных от существительных;
- употребление приставок в глаголах.
Исследование звукового состава слова (с 5-ти лет):
- выделение гласного в начале слова и под ударением;
- выделение гласных в односложных словах;
- выделение гласного в конце слова;
- выделение согласного из начала слова и гласного из конца слова;
- самостоятельный подбор слов, начинающихся на заданный звук;
- определение места звука в слове;
- определение в слове слогов;
- определение количества и последовательности звуков, букв;
- определение гласных букв и согласных;
- обозначение согласных букв звуком: звонкий или глухой, мягкий или твердый.
Обследование письма (с 7-ми лет):
- списать слова и предложения с рукописного текста;
- списать слова и предложения с печатного текста;
- записать под диктовку строчные и прописные буквы;
- диктант слогов;
- диктант слов разной структуры;
- предложения после однократного прослушивания;
- слуховой диктант.
Обследование чтения (с 7-ми лет):
- подобрать гласные, согласные буквы;
- чтение слогов;
- чтение слов;
- чтение фраз;
- чтение специально подобранных текстов.
Важно вовремя определить наличие/отсутствие речевых нарушений и принять все меры по их преодолению.
Полноценную диагностику вашего ребенка и консультацию с определением дальнейшего маршрута действий возможно получить только на очной встрече со специалистом.
Никакие интернет переписки, чаты на форумах, в сообществах не могут дать полной информации о проблеме и квалифицированной помощи вам и вашему ребенку.
Пример №2
- Ф.И.О. ребёнка
- Дата рождения, возраст
- Домашний адрес
- Домашний телефон
- Образовательное учреждение (детский сад/школа). Программа обучения, по какой программе ребёнок обучается
- Дублировал программу или нет, какого класса (для школьника)
- Сведения о родителях: мать (Ф.И.О., обязательно возраст на момент родов) отец (Ф.И.О., возраст, наследственность)
- национальный язык
- двуязычие
Общий анамнез.
- неблагоприятные факторы развития
- как протекала беременность, роды
- наследственность (есть ли какие наследственные заболевания)
- перенесённые заболевания:
- до года
- после года
- ушибы, травмы головы
- судороги, есть ли судороги при высокой температуре
- голову держит с…. (норма с 1,5 мес)
- сидит с….. (в норме с 6 мес.)
- ползает с ….. (в норме с 6-7 мес.)
- стоит с …..( в норме с 10-11 мес.)
- ходит с …..(в норме с 11-12мес.)
- узнаёт близких с ….( в норме с 2,5 – 3мес.)
- первые зубы появились с…(в норме в 6-8 мес.)
- количество зубов к году ….( в норме 8 зубов)
- Гуление в…(в норме с 2-х мес.)
- Лепет в ….(в норме с 4-6 мес.)
- Первые слова…( в норме около года)
- первые фразы в….(В норме от 1.5 до 2-х лет)
- прерывалось ли речевое развитие и по какой причине использование жестов (замена речи, дополнение речи)
- отношение членов семьи к речевому дефекту ребёнка
- занимались ли с логопедом
- на протяжении какого времени
- результаты занятий с логопедом
- Губы
- Зубы
- Прикус
- Челюсти
- Небо
- Язык
- Уздечка
- Увулюс.
- Губы
- Язык.
- На переключаемость
- На удержание.
- При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на остаточном воздухе (после выдоха) на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи.
- Определяются границы восприятия шепотной речи: Восприятии шепота на расстоянии менее 3-х метров указывает на необходимость специальной консультации в сурдоцентре для уточнения состояния слуха.
- Гласные звуки
- Согласные звуки
- Свистящие, шипящие, аффрикаты
- Сонорные
- Звонкие и глухие
- Фрикативные
- Слова многосложные
- Со стечением согласных
- Содержать сходные звуки
- Цепочка слогов
- Цепочка слов
- Дифференциация оппозиционных фонем.
- Предметный словарь
- Глагольный словарь
- Подбор синонимов
- Подбор антонимов
- Подбор родственных однокоренных слов.
- Состояние предложений или небольших рассказов
- Использование предлогов
- Употребление существительных в разных падежах
- Употребление падежей в зависимости от числительных
- Образование множественного числа от существительного в единственном числе и наоборот
- Образование формы родительного падежа множественного числа
- Употребление числа при согласовании с существительным
- Образование уменьшительной формы существительного
- Использование суффиксов
- Образование прилагательных от существительных
- Употребление приставок в глаголах.
- Выделение гласного в начале слова и под ударением
- Выделение гласных в односложных словах
- Выделение гласного в конце слова
- Выделение согласного из начала слова и гласного из конца слова
- Самостоятельный подбор слов, начинающихся на заданный звук
- Определение места звука в слове
- Определение в слове слогов
- Определение количества и последовательности звуков, букв
- Определение гласных букв и согласных
- Обозначение согласных букв звуком: Звонкий или глухой, мягкий или твердый
- Списать слова и предложения с рукописного текста
- Списать слова и предложения с печатного текста
- Записать под диктовку строчные и прописные буквы
- Диктант слогов
- Диктант слов разной структуры
- Предложения после однократного прослушивания
- Слуховой диктант.
- Подобрать гласные, согласные буквы
- Чтение слогов
- Чтение слов
- Чтение фраз
- Чтение специально подобранных текстов.
Важно вовремя определить наличие/отсутствие речевых нарушений и принять все меры по их преодолению. Полноценную диагностику вашего ребенка и консультацию с определением дальнейшего маршрута действий возможно получить только на очной встрече со специалистом. Никакие интернет переписки, чаты на форумах, в сообществах не могут дать полной информации о проблеме и квалифицированной помощи вам и вашему ребенку.
Ольга Сахаровская, логопед-практик, специалист по фасциальному массажу.
авторизуйтесь