Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Грамотная речь человека – это показатель его образованности и нормального уровня развития интеллекта. Развитием речевого навыка необходимо заниматься с самого раннего возраста, т.е. в дошкольный период, чтобы ко времени начала обучения в школе, у ребенка не было никаких речевых дефектов.
Но когда человек становится взрослее, сам факт владения речью уже не является одним из основных критериев, по которым оцениваются его умения и навыки. Не менее важным становится то, умеет ли человек говорить красиво, чтобы собеседники внимательно слушали его и на 100% воспринимали сказанную им информацию. Такой навык очень полезен в самых различных отраслях профессиональной деятельности, поэтому важно развивать его с самого детства.
Если речь будет блеклой и невнятной, то это может свести на нет все усилия человека, вне зависимости от ситуации: общение с другими детьми, экзамен в школе или собеседование на работе. Понятно, что умение говорить красиво – это не врожденный, а приобретенный навык (как, кстати, и сама речь). И начинать заниматься этим нужно как можно раньше, применяя на практике те рекомендации, которые уже показали свою эффективность.
Основные проблемы в развитии речи у детей
Неправильная речь может быть следствием разного рода причин. К примеру, неправильным строением зубочелюстной системы. Эта проблема устраняется обращением к врачу-ортодонту, челюстному хирургу и занятиями с логопедом.
Другая возможная причина – это нарушение мозговых механизмов формирования речевой системы. В этом случае требуется достаточно серьезная работа со стороны группы специалистов: психоневролога, логопеда, нейропсихолога, дефектолога. Эффективность коррекционной работы зависит, в том числе, и от роли родителей.
На состояние речи влияют и индивидуальные особенности каждого ребенка. Одни дети малообщительны, т.е. они недостаточно интенсивно используют и развивают свои речевые навыки. Другие дети мало читают, в связи с чем их словарный запас оказывается крайне беден. Третья категория детей очень активна (даже гиперактивна), в результате чего их речь становится непонятной, они как бы «захлебываются», стремясь быстро произнести большое количество слов. Как результат – избыточное использование междометий и местоимений, слов-паразитов, вроде «это», «значит», «как бы», а также замена слов жестикуляцией.
Соответственно, чтобы научиться красиво говорить, нужно избавиться от имеющихся у ребенка речевых дефектов (связанных с физиологическим или психическим состоянием).
Что нужно делать родителям
Красивая речь – это отражение мышления человека. Чтобы говорить правильно, важно следить за тем, чтобы сознание не было засорено «словесным мусором». В этом вопросе крайне важна роль родителей, которые должны научить своего ребенка говорить правильно и красиво.
Помогут следующие рекомендации:
- Говорите со своим ребенком «нормально», т.е. не используйте в общении с ним уменьшительно-ласкательных слов по отношению к вещам, предметам и действиям. Понятно, что некоторым мамам трудно удержаться от «сюсюканья», но такой подход не только не помогает развитию речевых навыков, но и мешает этому процессу. Если ребенок сам называет кошку «кисей», то это вполне нормально для раннего возраста, но от родителей он должен слышать только обычные «взрослые» слова, т.е. никаких «телефончиков» вместо «телефонов», «салатика» вместо «салата», «бибики» вместо «машины» и т.д.
- Необходимо развивать мелкую моторику рук. Объясняется это тем, что мозговые центры, отвечающие за координацию пальцев рук и речь, находятся рядом. Можно играть в пальчиковые игры, с раннего возраста приучать ребенка, чтобы он самостоятельно застегивал пуговицы, шнуровал обувь, совершал больше действий с мелкими предметами.
- Поощряйте познавательную активность ребенка. Мало научить его правильно произносить какие-то звуки и слова, важно сделать так, чтобы он соотносил эти слова с конкретными предметами и явлениями. Поэтому если ребенок постоянно тыкает пальцем и просит сказать, как это называется, то не нужно отмахиваться от него, а лучше подробнее рассказать о том, что ему интересно.
- Чтение книжек (лучше всего – с иллюстрациями) помогает развивать воображение, а также расширяет словарный запас.
- Ребенку нужно объяснять значения новых слов, используя те слова, которые он уже знает. Почаще его вовлекайте в разговор, чтобы он учился нормально излагать свои мысли.
- Расширение словарного запаса. Начать можно с игры в антонимы: сильный – слабый, быстрый – медленный и т.д. Хорошо помогает игра «Кто кем будет?»: мальчик – мужчиной, гусеница – бабочкой, мука – хлебом.
Вечером перед сном можно спрашивать ребенка о том, что нового он узнал за сегодня, что нового увидел и т.д. Этим вы стимулируете у него речевую активность, сам ребенок учится и постепенно привыкает формулировать свои мысли в единое, осмысленное высказывание.
Профессиональные советы
Чтобы научиться красиво говорить, ребенок должен развивать эти навыки с детства. Родители должны контролировать этот процесс, поправляя его там, где это нужно. К примеру, когда ребенок рассказывает стихотворение, то в большинстве случаев он тараторит, стараясь рассказать стих как можно быстрее. Важно донести до него, что стих нужно рассказать так, чтобы все услышали это. Важно показать на собственном примере, как нужно рассказывать стихотворение четко, выразительно и с интонацией.
Ребенок должен понимать, что для того, чтобы аудитория слушала его с интересом, само стихотворение, которое он рассказывает, должно быть понятно и интересно ему самому.
Если ребенок говорит невнятно, слишком тихо, коверкает слова и глотает окончания, то его можно записать на диктофон. Когда ребенок прослушает запись, он поймет, что его речь звучит неправильно. Он будет понимать, в каком направлении ему нужно работать, чтобы его речь звучала правильно и красиво.
Чтобы ребенок смог говорить красиво, разработаны специальные техники речи. В частности, педагогом Марианной Франке-Грикш разработана техника «пустого стула» для неуверенных в себе детей. Суть ее заключалась в том, что педагог подходит к ребенку, который говорит неуверенно, чем-то напуган и встревожен, и говорит ему о том, чтобы он представил, чтобы рядом здесь сидят его мама и папа. И то, что они его очень любят и поддерживают.
Вот еще несколько рекомендаций, которые позволят ребенку говорить красиво:
- Нужно называть вещи своими именами. Многие дети путают похожие по смыслу слова: блюда и тарелки, варежки и перчатки и т.д. Чтобы он понял разницу в них, попросите нарисовать оба предмета на бумаге. После этого нужно, чтобы он описал те детали, которые характерны для каждого предмета. Он будет видеть, что внешне они отличаются, поэтому поймет, что это две разных вещи и называть их одним словом – это неправильно.
- Избавление от «слов-паразитов». Можно ввести своеобразную систему штрафов за употребление и, наоборот, пропуск таких слов, как «ну», «это», «как бы» и т.д. Так у него возникнет мотивация отказаться от их употребления. Дайте ему альтернативу – вместо использования слов-паразитов, посоветуйте ему просто делать паузу или теребить ремешок часов.
- Активная речь. Изначально ребенок понимает гораздо больше слов, чем может произнести. Иными словами, у него больше развита пассивная речь. Основная задача – сделать ее активной. Для этого нужно делать пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики рук, читать вслух краткие рассказы и сказки, а также следить за тем, чтобы ваша собственная речь была эмоциональной.
Только активная роль родителей поможет ребенку развивать свои речевые навыки. Важно уделять этому достаточное количество времени, постоянно общаясь с ребенком, на собственном примере показывая, какой должна быть речь. Если вы будете допускать какие-то ошибки, неправильно произносить слова, то ребенок запомнит это и будет повторять за вами. В таком случае его уже нужно будет переучивать, что всегда сложнее.
авторизуйтесь