Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
В последнее время наметилась явная тенденция увеличения числа детей, имеющих различные речевые нарушения. Многие из них имеют проблемы с освоением базовых навыков, необходимых для освоения школьной программы, т.е. речь идет о чтении и письме. Они являются основой для получения детьми дальнейших знаний.
Дисграфия – это расстройство навыков письма, которое выражается невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания. Данное расстройство оказывает негативное влияние на весь учебный процесс, школьную адаптацию ребенка, а также на формирование его личности и психическое развитие.
Сотрудники кафедры логопедии РГПУ им. Герцена под руководством Лалаевой Р. И. разработали классификацию этого нарушения по степени несформированности языковых операций. Выделяется артикуляторно-акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания, оптическая и аграмматическая дисграфия, о которой и пойдет сегодня речь.
Что такое аграмматическая дисграфия?
Аграмматическая дисграфия – это такой тип нарушения, для которого характерны стойкие и повторяющиеся ошибки на письме, которые обусловлены недоразвитием грамматического строя речи. Важно отметить, что эти специфические ошибки не связаны с применением орфографических правил.
Данная форма дисграфии обнаруживается после обследования устной речи, а также анализа письменных работ. Нарушение может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста, а также быть одним из симптомов лексико-грамматического недоразвития.
Особенно ярко она начинает проявляться примерно с третьего класса, когда происходит переход от фонетического к морфемному принципу письма.
Основные причины
Возникновение аграмматической дисграфии может быть обусловлено задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи. На развитие данного расстройства влияют различные негативные факторы в разные периоды развития ребенка.
В перинатальный период на ребенка могут влиять следующие факторы:
- Тяжело протекающая беременность. Сюда относится многоплодная беременность, анемия, гестоз и т.д.
- Недоношенность плода.
- Травы во время родовой деятельности.
- Гипоксия плода.
- Перинатальная патология центральной нервной системы.
- Различные инфекции центральной нервной системы (краснуха, герпес, токсоплазмоз).
Данное расстройство наблюдается у детей с дизартрией, алалией, задержкой психического развития и умственной отсталостью.
К другим негативным факторам, которые могут повлиять на развитие аграмматической дисграфии, относятся:
- органическое поражение головного мозга;
- черепно-мозговые травмы в первые годы жизни;
- нейроинфекции;
- билингвизм;
- педагогическая запущенность и сложная социальная ситуация, в которой находится ребенок.
Сложности с освоением навыка письма могут встречаться у детей, которые пишут левой рукой, а также у тех, кого переучили с левой на правую руку. Помимо этого, в зону риска входят дети, чьи родители (оба или один) имели аналогичные проблемы в детстве, т.е. у них была обнаружена дисграфия.
Классификация
При аграмматической дисграфии ребенок допускает специфические ошибки, которые делятся на несколько групп:
Синтаксические. Они выражаются в пропуске главных и второстепенных членов предложения, проблемах в составлении сложных предложений и неправильном порядке слов внутри предложения.
Морфологические. Выражаются в неправильном использовании предлогов и неверном падежном склонении слов.
Ошибки в связной речи. В этом случае характерно отсутствие логики в повествовании, а также нарушение последовательности предложений в тексте.
Основные симптомы
При аграмматичекой дисграфии ошибки встречаются как в устной, так и письменной речи. Такие дети неправильно употребляют падежи, числа, предлоги, а также испытывают серьезные проблемы с устным повествованием, не могут пересказать текст и т.д.
На уровне слова нарушение выражается в неверном написании окончаний при изменении слова по числам и родам, при падежном склонении. Наблюдается неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм и потеря смысловых связей (кружки - «кружья», небеса - «небы», «много книгов», «один сумка» и т.д.).
На уровне предложения наблюдаются проблемы при построении сложноподчиненных конструкций. Ребенок может менять главное предложение с придаточным, либо вообще опускать его.
Возможные осложнения
Если вовремя не выявить аграмматическую дисграфию, то это приведет к резкому снижению успеваемости. Если до третьего класса ребенок мог учиться на 4 и 5, то после третьего класса, как правило, наблюдается заметный регресс. На фоне этого растет неуверенность в себе, появляется низкая самооценка и снижается социализация. Педагоги и родители часто винят во всем самого ребенка, полагая, что он стал меньше стараться и просто ленится, что только усугубляет ситуацию.
Устранение аграмматической дисграфии на раннем этапе является очень важным, потому что если запустить ситуацию, то проблемы могут сохраниться до старших классов. Коррекция может быть осложнена, если у ребенка присутствуют еще и неврологические отклонения: снижение памяти, синдром дефицита внимания, гиперактивность, агрессивность и расторможенность.
Диагностика
Диагностика проводится логопедом в начале и конце учебного года. Она включает в себя следующие мероприятия:
- Диагностика устной речи. Логопед оценивает объем словарного запаса, функции словоизменения и словообразования, сформированность грамматической стороны речи.
- Анализ письменных работ. На основании рабочих тетрадей школьника, специалист выявляет наличие специфических ошибок на письме. Оценивается навык самостоятельного письма и написания слухового диктанта.
- Консультация психолога. Обследование у специалиста позволяет выявить снижение памяти и внимания, нарушения мышления и снижение уровня интеллектуального развития.
Важно дифференцировать аграмматическую дисграфию от других нарушений. К примеру, при дизорфографии также встречаются многообразные орфографические ошибки.
Коррекция аграмматической дисграфии
Преодоление аграмматической дисграфии – это комплексный процесс, который предполагает выполнение комплекса определенных упражнений на устранение аграмматизмов – как в устной, так и письменной речи.
Работа ведется по разным направлениям:
- Изучение структуры предложения, а также усвоение его основных элементов. Важно постепенно переходить от более простых к более сложным заданиям.
- Обучение ребенка правильному изменению существительных (по падежам и числам), глаголов (по родам, лицам и числам), прилагательных (по падежам, родам и числам). Ребенок обучается морфологическому анализу слова, учится понимать функции приставок, суффиксов и предлогов.
- Обязательна работа с текстом, т.е. ребенок должен понимать основную тему того или иного рассказа. Ведется работа над устной речью, логичностью изложения.
Профилактика
Профилактика аграмматической дисграфии, в первую очередь, направлена на раннее выявление имеющегося нарушения. Определенные признаки можно заметить еще до начала школьного обучения, поэтому родителям важно обращать повышенное внимание на своих детей.
Учитывая, что на развитие этого нарушения, помимо социальных, влияют биологические факторы, то матери необходимо максимально ответственно отнестись к своему здоровью во время беременности, вовремя проходя необходимые обследования и следуя рекомендациям врача.
авторизуйтесь