Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
У детей дошкольного и младшего школьного возраста все чаще диагностируются различные речевые нарушения, проблемы с чтением и письмом. Все они так или иначе мешают усвоению школьной программы, в результате чего ребенок оказывается в категории «неуспевающих школьников». В свою очередь это приводит к недовольству учителей, родителей, на фоне чего у ребенка ухудшается психоэмоциональное состояние и страдает самооценка.
К одним из таких нарушений относится дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения, которое вызвано несформированностью высших психических функций. Проявляется оно в стойких повторяющихся ошибках и встречается примерно у 5-10% детей школьного возраста. Данное расстройство приводит к сложностям понимания прочитанного и недостатку объема изучаемых материалов, что в дальнейшем приведет к существенному ограничению словарного запаса, а также уменьшению общего объема имеющихся знаний.
Существует 6 видов дислексии – фонематическая, семантическая, оптическая, мнестическая, тактильная (у слепых детей), а также аграмматическая, о которой и пойдет сегодня речь.
Что такое аграмматическая дислексия?
Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, синтаксических и морфологических обобщений. Как правило, данное расстройство наблюдается у детей с системным недоразвитием речи различного патогенеза.
К основным симптомам этого вида дислексии относятся:
- Неправильное написание падежных окончаний существительных («у друзьях», «из-под листьях»).
- Неверное согласование в числе, роде и падеже существительного и прилагательного («игра веселое», «книжка интересное»).
- Изменение числа имени существительного («ложка-ложки», «палка-палки» и т.д.).
- Изменение числа местоимения («все-весь»).
- Неверное использование родовых окончаний местоимений («наша мяч», «такой улица»).
- Изменение окончаний глаголов третьего лица прошедшего времени («ветер промчалась», «это был страна»).
- Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.
Основные причины нарушения
Причины возникновения аграмматической дислексии (как и других видов этого нарушения) принято разделять на 2 категории – биологические и социальные факторы.
Биологические факторы:
- Гипоксия головного мозга ребенка. Может случиться по причине сложных родов и асфиксии новорожденного во время родовой деятельности, а также порока сердца матери, анемии и врожденного порока сердца ребенка.
- Токсическое поражение центральной нервной системой. Провоцируется приемом определенной группы лекарств, либо воздействием алкоголя или наркотических средств. Кроме того, может быть следствием ядерной желтухой новорожденного.
- Перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности.
- Механическое повреждение плода, вызванное узким тазом матери, воздействием акушерских инструментов и т.д.
В первые месяцы после рождения ребенок продолжает быть крайне уязвимым, поэтому на возникновение дислексии могут повлиять перенесенные им заболевания (краснуха, корь и т.д.), различные нейроинфекции и черепно-мозговые травмы.
Социальные факторы:
- Недостаток речевого общения с ребенком со стороны родителей.
- Педагогическая запущенность.
- Билингвизм (если в семье разговаривают на двух языках, то это может привести к возникновению дислексии).
- Синдром «госпитализма» (это целый комплекс нарушений физического и психического развития, вызванный дефицитом сенсорных, эмоциональных и интеллектуальных взаимодействий со значимым взрослым, к которому сформирована сильная привязанность).
- Раннее овладение грамотой ребенком, а также повышенные умственные нагрузки, вызванные высокими темпами обучения.
Существует немало мнений специалистов о том, что на возникновение дислексии оказывает большое внимание генетическая предрасположенность. По этой причине все дети, у которых один из родителей имел аналогичные проблемы в детстве, находятся в группе риска.
Диагностика
Логопедическое обследование складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.
Проводятся следующие диагностические мероприятия:
- Диагностика устной речи. Включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи.
- Диагностика письменной речи. Предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.
- Нейропсихологическая диагностика. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.
По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением соответствующих тестов.
Коррекция аграмматической дислексии
Устранение аграмматической дислексии – это комплексная работа, направленная на формирование обобщенных представлений о морфологической структуре слова и о синтаксической структуре предложений.
Коррекционный процесс предполагает проведение определенных заданий, помогающих ребенку справиться с имеющимся нарушением. В частности, используются задания на словоизменение:
- Упражнение «Один-много». Необходимо использовать предметные картинки с изображением животных, различных предметов и т.д. Можно построить из парных картинок цепочку таким образом, чтобы рядом с картинкой, изображающей один предмет, располагалась картинка, изображающая несколько предметов («зайцы-цветок», «окна-заяц» и т.д.).
- Составление словосочетаний со словом «много». Задача ребенка заключается в том, чтобы он самостоятельно образовывал словосочетания с теми словами, которые скажет педагог (к примеру, «много кресел», «много ручек», «много игрушек»).
- Согласование существительного и прилагательного. Ребенок должен правильно назвать предмет и его цвет. Желательно использовать наглядные изображения. Пример: зеленый огурец, оранжевый апельсин, синее небо и т.д.
Помимо этого, используются задания на словообразования. Их достаточно много, поэтому приведем один пример такого упражнения – игра «Назови ласково». Для ее проведения используются картинки с различными изображениями. Ребенок должен посмотреть на картинку и назвать изображенный предмет ласково (сумка – сумочка, юбка – юбочка и т.д.).
При своевременном обращении к специалисту, коррекция аграмматической дислексии дает хорошие результаты. Профилактика нарушения со стороны родителей заключается в том, чтобы как можно больше разговаривать со своим ребенком, приучая его к грамотной структурированной речи. Необходимо включать обучающие мультфильмы, побольше читать с ребенком и т.д.
авторизуйтесь