Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Звуки в детской речи формируются постепенно. В раннем возрасте, как правило, дети нормально произносят [М], [П], [К], [Д] и т.д. В дальнейшем начинают образовываться свистящие и шипящие звуки, которые могут представлять определенную сложность в овладении для некоторых детей. В этом случае им понадобится помощь логопеда.
[Ч’] – это согласный звук сложного образования, который состоит из двух компонентов («ть» и «щ»). Он возникает в речи достаточно поздно – примерно в 4-5 лет, что объясняется постепенным формированием отделов речевого аппарата. Постановка звука [Ч’] в логопедической практике ведется сразу по нескольким направлениям.
Как мы произносим [Ч’]?
Ч’] – это шипящий, мягкий и глухой звук, поэтому для его произношения требуется больше шума и воздуха, чем голоса.
Его артикуляция достаточно сложная:
- Губы слегка округлены, вытянуты вперед.
- Кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны.
- Во время выхода струи воздуха передняя часть спинки языка отделяется от места смыкания, образуя щель.
Такая сложная артикуляция доступна детям с 4-5 лет. Ребенок в состоянии его освоить, если он может изолировано произносить [Ж], [Ш] и [Щ].
Автоматизация звука [Ч’] в слогах
Автоматизация звука [Ч’] в обратных слогах:
АЧ – ОЧ ОЧ – УЧ УЧ – ЫЧ ЫЧ – ИЧ
ИЧ – ЕЧ ЕЧ – ЁЧ ЁЧ – ЮЧ ЮЧ – ЯЧ
В обратных слогах со стечением согласных:
АЧК – ОЧК – УЧК – ЫЧК
ИЧК – ЕЧК – ЁЧК – ЮЧК – ЯЧК
АЧТ – ОЧТ – УЧТ – ЫЧТ
ИЧТ – ЕЧТ – ЁЧТ – ЮЧТ – ЯЧТ
В прямых слогах:
ЧА – ЧА – ЧА – ЧА – ЧА
ЧО – ЧО – ЧО – ЧО – ЧО
ЧУ – ЧУ – ЧУ – ЧУ – ЧУ
ЧИ – ЧИ – ЧИ – ЧИ – ЧИ
ЧЕ – ЧЕ – ЧЕ – ЧЕ – ЧЕ
В интервокальных слогах:
АЧА – АЧО – АЧУ – АЧИ
УЧА – УЧО – УЧУ – УЧИ
ОЧА – ОЧО – ОЧУ – ОЧИ
ИЧА – ИЧО – ОЧУ – ИЧИ
В прямых слогах со стечением согласных:
ЧТА – ЧТО – ЧТУ – ЧТИ – ЧТЕ
ЧМА – ЧМО – ЧМУ – ЧМИ – ЧМЕ
ЧКА – ЧКО – ЧКУ – ЧКИ – ЧКЕ
ЧНА – ЧНО – ЧНУ – ЧНИ – ЧНЕ
Автоматизация звука [Ч’] в словах
Автоматизацию [Ч’] в словах нужно начинать только после того, как ребенок научится проговаривать его изолированно и в слогах. Слова четко проговариваются, выделяя автоматизируемый звук.
В начале слова:
- чемодан, чек, чемпион;
- чудо, чудак, чугун;
- чашка, чай, чайник;
- чихать, читать;
В середине слова:
- очаг, туча, свеча, учет;
- мячи, точить, учитель;
- почка, дочка, кочка, бочка;
- пучок, бачок, качок, значок;
- ученик, учебник, печень;
- жемчуг
В конце слова:
- ткач, врач, плач;
- печь, меч, течь;
- тянуч, могуч;
- дочь, ночь.
Автоматизация звука [Ч’] в словах с двумя этими звуками:
Чукча, чепчик, чечётка, чечевица.
Автоматизация звука [Ч’] в предложениях
Необходимо четко проговаривать предложения, выделяя [Ч]:
- «Ученики читают стихи». «У дочки – часики». «Я печатаю на печатной машинке».
- «Сонечка и Ванечка пасут бычков». «Девочка Светочка чистит часы». «Мама сшила дочке юбочку». «У дочки часики, у мамочки – часы».
- «У бычка хвост кисточкой». «На кочке сидит уточка, а птичка на веточке»
Автоматизация звука [Ч’] в тексте
Существует большое количество текстов, которые помогают четко проговаривать [Ч]:
- «На даче Ванечка и Коля помогают маме, чем могут: наливают воду в бочку, топят печку, поливают кабачки, Мама довольна, называет мальчиков дачниками».
- «Сонечка живет в деревне. Здесь чудесная погода, куда ни глянешь – одуванчики, как маленькие лампочки».
- «Внучка с бабушкой вечером накрывают на стол. На столе чайник, черника, клубничка, молочко и свежие булочки» (используется в том случае, если ребенок может проговаривать [Р]).
Четко следуйте советам логопеда
Коррекция аффрикатов у логопеда проводится с 4-5 лет. До этого момента можно проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику, а при необходимости логопедический массаж.
Этот речевой материал позволяет понять специфику работы с ребенком. Важно, чтобы занятия были недолгими, но регулярными – порядка 10 минут. Родители сами могут повторять упражнения логопеда в домашних условиях, стараясь использовать больше наглядного материала, чтобы у ребенка не пропал интерес к занятиям. Материал для автоматизации нужно подбирать так, чтобы в словах и предложениях не присутствовали звуки, которые пока отсутствуют в речи ребенка, либо он их произносит с дефектом.
авторизуйтесь