Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Воспитание ребенка – это достаточно тонкий процесс, при котором нужно учитывать множество нюансов. Задача родителей заключается не только в обеспечении базовых потребностей, но и развитии множества качеств ребенка, без которых он не сможет стать полноценной личностью.
Одним из важнейших моментов является общение. Казалось бы, какие проблемы могут возникнуть в обычной коммуникации родителя и ребенка? Но на практике приходится сталкиваться с теми, что взрослые допускают ряд ошибок, которые могут привести к дальнейшим проблемам, связанным с речевым развитием, а также социализацией.
Как нельзя разговаривать с детьми?
Многие родители изначально выбирают неправильную манеру общения со своим ребенком. Да, с одной стороны перед вами умилительный малыш, к которому вы испытываете максимально нежные чувства и стараетесь всячески это продемонстрировать. Мама и папа переходят на какой-то неестественный язык, который изобилует различными полусловами неясного происхождения. Попросту говоря, начинают сюсюкать.
Проявляться это может по-разному: родители начинают упрощать сложные слова («бибика» вместо «машина», «ням-ням» вместо «кушать» и т.д.), подражают детскому произношению, искажают слова или звуки («халёсый матик» вместо «хороший мальчик») и т.д. При этом меняется интонация, тембр голоса, речь становится какой-то неестественно радостной и милой.
Здесь важно отметить, что примерно к 9-10 месяцам ребенок уже пытается произнести первые в своей жизни слова. Он активно познает окружающий мир, впитывая новую информацию как губка. Он наблюдает за своими родителями, следит за их мимикой и речью. И именно на этом этапе сюсюканье может сильно навредить, потому что если ребенок постоянно слышит, как его мама или папа постоянно коверкает звуки, то он может начать подражать этому, потому что он думает, что так правильно.
Сюсюканьем родители лишают ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать его от неправильного. В результате этого у него не вырабатывается слуховой самоконтроль, а искаженное произношение становится для него обычным, потому что он попросту не знает, как правильно произносить те или иные слова.
Почему важно говорить с ребенком правильно, не коверкая слова?
Вот несколько основных причин, почему стоит перестать сюсюкать с ребенком и разговаривать с ним на обычном повседневном языке:
- Сюсюканье приводит к неправильному произношению звуков и слов. Если ребенок запомнит неправильное произношение, то переучивать его придется достаточно долго и вполне возможно, что этим уже будет заниматься логопед. Аналогичная ситуация, когда ребенок неправильно произнес какое-то слово, а родители смеются и умиляются этому. По этой реакции он будет считать, что именно так говорить правильно и что слово на самом деле так звучит.
- Все эти «ням-ням», «би-би» и прочие сокращения приводят к тому, что ребенок попросту привыкает к ним и не знает, как на самом деле нужно произносить те или иные предметы и явления.
- Затяжное сюсюканье приводит к тому, что дети начинают привыкать к тому, что с ними общаются именно таким образом – как с младенцем. В результате этого они ощущают себя маленькими, беспомощными и полностью зависящими от родителей.
- Формирование неуверенности в себе. Если ребенку уже больше 3-4 лет, но с ним продолжают сюсюкаться, то он начинает чувствовать, что он недостаточно хорош для того, чтобы родители общались с ним на равных. На этом фоне развиваются проблемы с коммуникацией с другими детьми, потому что он чувствует себя самым маленьким, неуверенным, а других детей воспринимает как более сильных, умных и интересных.
Никто не говорит, что с детьми нужно разговаривать строго и по делу с самого их рождения. Нет, ребенок очень нуждается в любви и заботе, поэтому разговаривать с ним нужно максимально ласково, не повышая голоса. Умеренное «сюсюканье» также уместно, потому что пока ребенок не очень вникает в смысл слов, ему крайне важны эмоции и настроение. Но так делать нужно только до тех пор, пока ребенок не начнет внимательнее прислушиваться к взрослым разговорам, т.е. до того момента, когда он не станет предпринимать попытки понять, как произносятся те или иные слова.
Как правильно разговаривать с ребенком: основные советы
Безусловно, проще знакомить детей с окружающих их миром при помощи простых слов: «ням-ням», «би-би», «ав-ав» и т.д. Так они быстрее запоминают то, что их окружает и могут использовать эти лепетные слова в выражении своих мыслей. Но по мере взросления (уже после 1, 5 лет), лучше заменить их на полноценные слова, которые все мы употребляем в своей повседневной речи. Машина – это машина, а не «би-би» или уж точно не «бибика».
Помимо того, что с детьми старше года необходимо разговаривать на обычным языке, не коверкая слова, важно отметить и саму специфику этого общения. Ведь через коммуникацию ребенка и родителей у него расширяется словарный запас, что очень важно для его дальнейшего формирования как личности. Не нужно забывать и о психологическом аспекте, когда возможные ошибки в общении со стороны родителей могут привести к тому, что у ребенка развиваются какие-то комплексы, он становится более замкнутым и т.д.
Вот несколько советов по поводу того, как разговаривать с ребенком:
- Воспринимайте ребенка как отдельную личность. Это значит, что в разговоре с ним не нужно навязывать ему свое мнение. Он должен чувствовать себя как полноценного участника разговора, точка зрения которого не игнорируется, а принимается во внимание.
- Избегайте критики в разговоре и, тем более, нелестных высказываний в его адрес. Все это приводит к снижению самооценки у детей и существенно ухудшает отношения в семье. Дети всегда составляют мнение о себе через своих родителей, поэтому нужно выбирать слова в разговоре с ними.
- Не стоит употреблять категоричное «нет». Если взрослому человеку слова «нет» в ответ на какую-то просьбу вполне достаточно, то, когда мы говорим о маленьких детях, то такой категоричный отказ может стать следствием обиды, разочарования, злости и истерики. Отказ должен быть аргументирован («Мы не идем на прогулку, потому что ты еще не съел суп»).
- Избегайте педагогических слов-паразитов. Многие родители употребляют их неосознанно, но если немного проанализировать их значение, то сразу становится понятно, что лучше убрать их из своей речи. К примеру, «Я же тебе говорила!» - такая фраза будет восприниматься ребенком как намек на то, что он опять сделал что-то не так, в результате чего он будет чувствовать обиду, боль и собственное несовершенство.
- Не бойтесь извиняться перед детьми. Воспитательный процесс очень сложен, поэтому вполне нормально, что родители могут допускать ошибки. Самое главное – это уметь их признавать и в случае чего извиняться перед детьми. Это не показатель слабости, а демонстрация того, что вы совершили ошибку, признали ее и за это извинились. Ребенок поймет, что в случае его ошибки, он должен поступить так же.
Многие не понимают, о чем можно разговаривать с маленькими детьми. На самом деле, говорить можно обо всем: о своей работе, разговаривать с ним о мультфильмах, обсуждать его дела в школе. Главное – делать это простым и доступным языком. По мере взросления ребенка можно затрагивать и более серьезные темы: отношения мужчины и женщины, вопросы религии, этики, происхождения мира и т.д.
Очень важный момент – всегда нужно внимательно относиться к детским вопросам. Даже если они вам кажутся нелепыми и наивными. Нужно всегда находить на них ответы (либо прямо говорить, что вы не знаете), при этом делать это максимально честно. Через вопросы ребенок постигает окружающий мир, осваивает новую информацию, поэтому нужно уделять этому особое внимание.
авторизуйтесь
Что касается этого совета: " - У нас 10 минут! - Сколько тебе нужно, чтобы закончить игру?" Моё мнение, ребёнок, который ещё не знаком с понятием времени и не ощущает его, вряд ли сможет правильно среагировать.