Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Звук Ш формируется на 4-5 году жизни, при этом вполне нормально, если сначала произношение фонемы будет нечетким. Но бывают случаи, когда неправильное произношение сохраняется, и если не предпринимать никаких действий, то дефект речи будет присутствовать и во взрослой жизни.
Как правило, неправильность произношения вызвана физиологическими причинами: короткая подъязыковая уздечка либо высокое небо, нарушения прикуса, напряжение или слабость языковых мышц. Либо проблемами с фонематическим и речевым слухом, а также недостаточное развитие памяти, внимания, мышления. Еще к неправильному произношению звука Ш приводят: длительное использование соски и повторение некорректного произношения. Например, ребенок коверкает речь вслед за взрослыми или младшими братьями/сестрами.
Такой речевой дефект обязательно требует исправления. Постановка звука Ш проводится поэтапно, поэтому рассмотрим этот вопрос более подробно.
Правильная артикуляция звука Ш
При произношении любого звука органы артикуляционного аппарата занимают определенное положение. При неправильном их положении произношение будет дефектным.
Правильная артикуляция звука Ш выглядит следующим образом:
- губы округлены и сдвинуты вперед;
- зубы сомкнуты или сближены;
- кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол), но при этом он не прижат (боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам);
- теплая струя воздуха выдыхается по середине языка;
- звук глухой, поэтому произносится без голоса.
Постановка звука должна проводиться в несколько этапов, при этом важно, чтобы занятия проводились регулярно.
Артикуляционная гимнастика
Подготовительный этап подразумевает использование различных упражнений на артикуляцию, которые благоприятно воздействуют на тонус мышц речевого аппарата.
В логопедической практике используются следующие упражнения:
- «Блинчик». Губы находятся в улыбке, язык лежит неподвижно на нижней губе, касаясь уголков рта. В таком положении язык удерживается от 1 до 10 секунд (под счет).
- «Накажем непослушный язычок». Широкий язык на нижней губе, далее слегка прикусываем его зубами, произнося «та-та-та» в течение 5-10 секунд. Затем шлепаем язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5-10 секунд.
- «Парус». Рот широко открыт, широкий язык приподнимается и прижимается к бугоркам за верхними зубами. В таком положении язык нужно удерживать на счет до 10. Количество повторений – 2-3 раза.
- «Чашечка». Рот открыт, при этом необходимо высунуть язык и придать ему форму ковша: кончик и боковые края подняты, средняя часть прогибается книзу. В таком положении необходимо удерживать в течение 5-10 секунд. Количество повторений – 2-3 раза.
- «Вкусное варенье». Широкий язык лежит на нижней губе, далее облизываем верхнюю губу сверху вниз, убрав язык за верхние зубы. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
- «Трубочка». Губы вытягиваются трубой и удерживаются в таком положении несколько секунд.
- «Фокус». Язык удерживается так же, как в упражнении «Чашечка». Дуем на кончик носа так, чтобы положенная на него ватка подлетела вверх. Количество повторений – 3-5 раз.
Работа с дыханием
Дыхательная гимнастика выполняется после артикуляционной. Занятие должно сопровождаться в спокойной обстановке, при этом важно следить за состоянием ребенка, потому что в некоторых случаях возможно головокружение.
На практике используются следующие упражнения:
- «Футбол». На ровной горизонтальной поверхности располагается ватный шарик. Ребенок должен «забить гол» в импровизированные ворота воздушной струей. При этом дуть нужно, не надувая щеки (только сложенными трубочкой губами). Выдох должен быть таким, чтобы изо рта шел ровный воздушный поток.
- «Бабочка». Из цветного картона вырезается бабочка и цветок, затем бабочка кладется на цветок. Ребенок должен сдуть бабочку с цветка аналогичным способом, как в предыдущем упражнении.
- «Найди змейку». Картинка, на которой нарисована змейка (ассоциируется со звуком Ш), находится в емкости с манкой. Ребенок должен дуть через трубочку на манку, чтобы «найти змейку».
Постановка звука Ш по подражанию
План постановки звука Ш предполагает несколько способов. Один из них – постановка по подражанию.
Язык поднимается к верхней губе и равномерно, с силой выдыхается воздух, при этом нужно контролировать струю тыльной стороной ладони.
После выхода воздушной струи из этого положения (язык у верхней губы), язык нужно перевести за верхние зубы к нёбу (рот при этом открыт). Губы округлены и вытянуты вперед, зубы сближаются на расстояние 1-2 см и делается выдох. Должен получиться звук Ш.
Постановка звука Ш от других звуков
Другой логопедический прием, который активно используется при постановке звука Ш – это постановка от звуков Т, С, Р:
От звука Т. Данный способ используется в том случае, если у ребенка наблюдается межзубный сигматизм. Звук Т произносится несколько раз с интервалом в 2-3 секунды. Далее дается установка: язык должен стучать не по зубам, а по альвеолам (бугоркам). Губы округлены и вытянуты вперед, язык при этом поднят к передней части нёба. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Делается переход от звука Т к звуку Ш: т-т-т-т-тшшшшш.
От звука С. Язык поднимается к нёбу, далее ребенок должен расслабленно проговаривать С. Выпускается струя воздуха, при этом он должен продолжать произносить звук С. В итоге получается шипение.
От звука Р. Этот способ используется, если у ребенка нет проблем с произношением звука Р. [Р] проговаривается шепотом, струя воздуха постепенно ослабевает и появляется шипение. Здесь важна практика и регулярность занятий, чтобы ребенок начинал шипеть без предварительного проговаривания [Р].
Механический способ
Постановка Ш механическим способом предполагает использование логопедического зонда. Соответственно, заниматься этим должен профессиональный логопед.
Схема следующая:
- Ребенок произносит длинный звук С в высоком положении языка. Губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
- Одновременно с этим логопед погружает в рот логопедический зонд, давя им на кончик языка. Делать нужно до того момента, пока не образуется шипение.
- Ребенок сжимает зонд зубами, не прекращая шипения.
- Далее нужно сформировать трубочку из губ ребенка, сжимая при этом уголки рта. Должен получиться звук Ш.
После постановки звуки проводится его автоматизация. Это такой же поэтапный процесс, который предполагает автоматизацию Ш в слогах, словах (в начале, конце слова, со стечением согласных), предложениях, чистоговорках, стихах и связной речи. Важно, чтобы занятия проводились в игровой форме – это позволит сохранить интерес ребенка к обучающему процессу. Упражнения можно проводить и в домашних условиях, четко соблюдая рекомендации логопеда.
авторизуйтесь