Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Что такое дисфагия
Дисфагия – это нарушение сложного рефлекторного глотательного акта. Код по МКБ-10 – R13. Это вторичный патологический процесс, который развивается на фоне других заболеваний. Такое состояние проявляется невозможностью или затруднением глотания, болевыми ощущениями при глотании, попаданием жидкости или пищи в трахею, гортань и нос.
Дисфагию нужно отличать от одинофагии, которая определяется как ощущение боли при прохождении пищи по пищеводу. Также это состояния необходимо отличать от ощущения комка в горле, когда человек чувствует, что что-то застряло в задней части горла. В данном случае, дисфагия является симптомом, который появляется только при попытке проглатывания.
Основные причины
Проблемы с прохождением пищи через глотку и проксимальный отдел пищевода вызваны следующими причинами:
- Механическая обструкция. Может быть вызвано воспалительными процессами, увеличением лимфоузлов, гиперплазией щитовидной железы, фиброзом мышц и т.д. Сужение верхних отделов пищеварительного тракта также может быть следствием злокачественных опухолей глотки, ротовой полости и гортани.
- Отек Квинке и обтурации инородным телом часто являются следствием острой пищеводной дисфагии.
- Сужение просвета пищевода. Происходит это при раке желудка, злокачественных образованиях в пищеводе, эозонофильном фарингите. Признаки патологии отмечаются при сужении просвета пищевода менее 12 мм.
- Сдавление пищевода извне. Это могут быть опухоли грудной клетки, увеличенные средностенные лимфоузлы, а также различные инфекционные заболевания – гистоплазмом, туберкулез и т.д.
- Нарушение координированного сокращения мышц пищевода. Происходит при сахарном диабете, склеродермии, ахалазии. На сокращение пищеводной мускулатуры, которое препятствует глотанию, влияет прием эстрогенов, нитратов, блокаторов кальциевых каналов.
Дисфагия является одним из наиболее частых последствий инсульта и черепно-мозговых травм.
Общие симптомы дисфагии
На начальной стадии патологии пациенты жалуются на проблемы при глотании твердой пищи, которые сопровождаются дискомфортом в области гортани. Характерная симптоматика при этом расстройстве следующая:
- обильное слюноотделение (или неспособность сглатывать слюну);
- охриплость или осиплость голоса;
- сухой кашель;
- чувство нехватки воздуха и распирания за грудиной;
- першение в горле.
По мере прогрессирования патологии у человека появляются проблемы с глотанием жидкостей. Возникает тревожность по поводу приема пищи, попадание еды в дыхательные органы. Если не предпринимать никаких способов коррекции, то у человека ухудшается общее состояние организма, а также значительно уменьшается масса тела.
Классификация и симптоматика
Патология различается в зависимости от места образования очагов поражения, причин и степени тяжести.
По месту образования | |
---|---|
Ротоглоточная (орофарингеальная) | Местом поражения становится зона ротоглотки. Пищевой ком с трудом двигается из глотки в пищевод. Во время сглатывания ребенок начинает давиться, вследствие чего пища попадает в трахею или носовую полость. Ротоглоточная дисфагия возникает в результате нарушения работы нервно-мышечной связи. Характерен сильный кашель, повышенное слюноотделение. Чтобы пища прошла по пищеводу, малышу приходится делать усилия. |
Пищеводная | Поражение приходится на нижнюю область пищевода, а сложности глотания появляются в зоне шейного отдела. Симптоматика пищеводной дисфагии схожа с ротоглоточной, поэтому точный диагноз может поставить врач в ходе обследования. Характерна частая отрыжка с кислым привкусом, сильная изжога, болевые ощущения грудной полости. |
Крикофарингеальная | Расстройство сокращений некоторых волокон, что является причиной расслабления перстневидно-глоточной мышцы. Это способствует выпиранию стенок пищевода и формированию патологий легких. |
По виду | |
---|---|
Парадоксальная | Ребенок с трудом глотает, но твердая пища проходит лучше, чем жидкая. Зачастую возникает на фоне заболеваний пищевода. При наличии опухолевых новообразований малыш может начать отказываться от твердой пищи, затем от полужидкой и от напитков. Бывают случаи, когда дисфагия пропадает. Но это мнимая ремиссия и нарушение в скором времени даст о себе знать. |
Нейрогенная | Поражена нервная система. Затруднено формирование пищевого комка в полости рта или комок просто не проходит по пищеводу. Причиной нейрогенной дисфагии может стать серьезная черепно-мозговая травма, а также инсульт. |
Сидеропеническая | Дистрофические изменения слизистых оболочек пищевода. Об этом может говорить дефицит железа и питательных элементов в организме, что приводит к патологическим изменениям глотательных мышц. Может быть как генетическим, так и приобретенным нарушением. |
Психогенная | Возникает из-за частых стрессов и нервных напряжений. Во время приема пищи малыш ощущает «ком» в горле и боль в зоне груди. Может возникать сильная изжога. |
По причине возникновения | |
---|---|
Функциональная (нервная) | Нарушение работы пищевода, возникшее вследствие нарушения нервной системы. Ребенок с трудом глотает пищу, может отказываться от еды, рвотные рефлексы, возникают нарушения дыхательного процесса и сна. |
Органическая | Как результат заболеваний, которые привели к нарушениям ротоглотки и пищевода. |
Диагностика
После поступления больного в отделение, проводится оценка качества глотания по специальной шкале оценки дисфагии.
По выраженности этой патологии выделяют 4 степени. При первой есть проблемы с проглатыванием твердых продуктов, при второй человек может проглатывать только жидкую пищу. При третьей степени есть сложности с проглатыванием и твердой, и жидкой пищи, а при четвертой человек не может глотать даже собственную слюну.
При сборе анамнеза необходимо уточнить:
- Прием какой именно пищи вызывает проблемы с проглатыванием (проблемы с глотанием твердых продуктов более характерны для пищеводной формы патологии, жидкой – для ротоглоточной).
- Временный промежуток между актом глотания и ощущением чувства «кома». Чувство «кома» в большинстве случаев исключает механическую причину этого состояния.
- Характер нарастания симптоматики. Если характер прогрессирующий и короткий (менее трех месяцев), то можно заподозрить злокачественную опухоль.
- Наличие изжоги, срыгивания, кашля во время питья и еды.
Выявление проблем при глотании, как правило, не представляет особых трудностей по причине типичной клинической картины этого состояния. Но основным моментом является диагностика заболеваний, которые могли стать причиной этого нарушения.
Используются следующие способы диагностики:
- Пальпация регионарных лимфоузлов, тщательный осмотр ротовой полости, шеи, гортани, ротоглотки. Это позволяет выявить множество причин этого нарушения, включая злокачественную опухоль.
- Рентгенография пищевода. Проводится с использованием контрастного вещества (перорально).
- Эзофагогастроскопия. Этот метод позволяет визуализировать слизистую пищевода, что позволяет обнаружить даже незначительные изменения в эпителии, которые и являются причиной этой патологии.
Лечение дисфагии
Как будет проходить исправление дисфагии, зависит от разновидности нарушения:
- Медикаментозное лечение. Назначаются медикаменты, которые снижают кислотность желудочного сока, также могут выписываться антибиотики. Применение всех лекарственных препаратов только под наблюдением врача.
- Хирургическое вмешательство. Операция назначается в случае отсутствия эффекта от медикаментов и других методик лечения. Чаще всего операция необходима в случае ожогов, раковых новообразований и тяжелых воспалительных поражениях.
- Диетотерапия. Исключается жирная, жареная, копченая, пряная и острая пища, в том числе фаст-фуд. Пища должна тщательно пережевываться для того, чтобы избежать попадания в глотку больших кусков. Соблюдайте частый прием пищи с маленькими порциями.
- Занятия логопеда при дисфагии. Восстановительный процесс речевых расстройств осуществляется в совокупности с лечением основного заболевания, ставшим причиной расстройства.
Особенности логопедической работы
Выделим основные методы логопедической работы:
- Дыхательная речевая гимнастика. Подразумевает выполнение определенного комплекса упражнений, которые направлены на восстановление речевого дыхания и координацию функций дыхания и фонации.
- Голосовая гимнастика. Занятия направлены на активацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани для восстановления голосовой функции.
- Логопедический массаж. Подразумевает механическое воздействие, направленное на изменение состояния кровеносной, мышечной и лимфатической системы.
- Функциональные тренировки. Подразумевают различные виды речевой и неречевой деятельности: дифференциацию вкусов, запахов, шумов, тактильных ощущений, рисование, выполнение графо-моторных упражнений, прослушивание текстов и т.д.
Упражнения для восстановления глотания
Для примера приведем ряд упражнений, которые помогают восстановить нормальный процесс глотания:
- Имитация знакомых движений. Нужно зевать, широко открывая рот, покашливать («кхе-кхе»), храпеть, полоскать горло, изображать свист без звука (напрягать ротовую полость), глотать кашу («ням, ням и глоток»).
- Произносить звук [Ы] без голоса, выдвигая вперед нижнюю челюсть.
- Твердо произносить звуки [А] и [Э] по 3-5 раз.
- Говорить звук [Г], высовывая язык.
- Глотать капли воды из пипетки.
- Тянуть звук [М], сомкнув при этом губы (насколько хватит воздуха).
- Тянуть звук [И] то низко, то высоко на одном выдохе, одновременно вибрируя пальцами по гортани.
Упражнения для восстановления дыхания
Есть несколько действенных упражнений, но мы для примера приведем одно - «Дутье в губную гармошку». Необходимо дуть в губную гармошку в сидячем, спокойном положении, слегка отпустив голову, на одной ноте в течение минуты по 8-12 раз в день (время перерыва между повторениями – не менее 20 минут). Проводятся в течение всего периода терапии, при этом периодически повышается нагрузка (увеличивается количество повторений).
Также нужно выполнять упражнения, которые направлены на отработку ритмизированного дыхания с чередованием вдоха и выдоха через нос и рот (корпус прямой, положение – либо на стуле, либо стоя). Через неделю после начала терапии добавляются упражнения для укрепления мышц шеи и гортани. Это поднимание, опускание плеч, повороты головы в разные стороны.
Помощь, которую оказывает логопед на ранних этапах заболевания, является основой успешной терапии на дальнейших этапах реабилитации.
Лечить дисфагию необходимо комплексно, т.е. важна совместная работа и поддержание контакта логопеда с другими специалистами для построения и согласования лечебного процесса. Важно налаживать контакт с пациентом, проводя восстановительные занятия, а также консультируя и поддерживая самого больного и его окружение.
Статья проверена: Леонова Зоя Леонидовна
авторизуйтесь