Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Аутизм – это расстройство, возникающее в результате нарушения развития головного мозга. Симптоматика присутствует с самого раннего детства и влияет на повседневное функционирование.
Расстройство аутистического спектра (по МКБ-11) возникает в результате сложной комбинации мутаций. Чтобы в раннем возрасте развилось это расстройство, должно совпасть большое количество различных факторов.
Важно понимать, что как такового лечения расстройство аутистического спектра нет, потому что РАС – это не заболевание, а особенность развития, которое связано с нарушением работы ЦНС. Иными словами, это пожизненное состояние, которое нужно корректировать, чтобы социализировать ребенка. Поэтому крайне важно знать, как именно вести себя с ребенком с аутизмом, чтобы наладить эмоциональный контакт.
Установление контакта с аутичным ребенком
Каждый младенец начинает свое развитие и осмысление происходящего вокруг себя через тесный эмоциональный контакт с мамой. Ее постоянное присутствие рядом поддерживает в малыше чувство безопасности, ощущение радости и побуждает в нем потребность к изучению окружающего мира. Именно ради общения с близкими младенец начинает лепетать, как-то элементарно с ними коммуницировать.
Проблема в том, что аутичный ребенок испытывает сложности в развитии самых ранних форм чувственного контакта с близкими. Эмоциональное отношение к ним может вообще не сложиться, либо затрудниться на достаточно раннем этапе.
Одной из основных задач коррекционной работы с ребенком с аутизмом является его подготовка к независимой жизни. Это верное утверждение, но мы уверены в том, что ему будет сложно найти свое место в мире, если он не пройдет через переживание эмоциональной общности с близкими людьми. Под близкими людьми мы понимаем не только родителей, но и педагога, который ведет с ним коррекционную работу.
С чего нужно начать
Установление эмоционального контакта нужно начинать с понимания того, что именно помешало этому произойти естественным образом в раннем возрасте. Как правило, у таких детей есть потребность в общении (в каждом случае она разная, но она присутствует), но сложность в том, что аутичные дети не выносливы в психическом отношении – они ранимы, тормозимы в контакте.
Прямое обращение, взгляд или другие способы коммуникации могут стать очень сильным впечатлением для них и вызвать чувство дискомфорта. В результате этого ребенок будет либо полностью избегать общения, либо дозировать его.
Чтобы создать необходимый контакт, важно смодулировать ситуацию общения таким образом, чтобы она была для ребенка максимально комфортной. Важно подкреплять ее положительными впечатлениями (стимулами), а также не требовать от ребенка недоступных ему форм коммуникации.
Особенности построения эмоционального контакта педагога с аутичным ребенком
Начала контакта педагога с аутичным ребенком отличается от ситуаций, в которых происходит ежедневное общение малыша с его близкими. Здесь двоякая ситуация: с одной стороны, специалисту приходится преодолевать естественную настороженность ребенка, с другой – он начинает общение с чистого листа, т.е. в их взаимоотношениях нет отрицательного опыта.
Хорошо работает построение эмоционального контакта как «сочетание с приятными стимулами». Оно предполагает установление дружеских отношений с аутичным ребенком, которые основываются на поощрении и использовании его интересов. Этими интересами могут быть мультики, конфеты или другие интересные ребенку стимулы.
При этом при построении контакта, сочетающегося с приятными стимулами, устанавливается руководящий контроль. Специалист лучше узнает интересы ребенка, завоевывает его доверие и связывает себя с поощрением (постепенно «превращаясь» в поощрение).
Если пропустить этот этап (сочетание с поощрением), то есть вероятность потери руководящего контроля и ухудшения отношений с аутичным ребенком. Если просто прийти на занятие и начать раздавать указания, то ребенок может абсолютно не воспринять такой формат отношений. Все потому, что у ребенка не будет мотивации, чтобы выполнять задания, играть и т.д.
Установление контакта с детьми с аутизмом можно проводить в следующей последовательности:
- Первое знакомство с ребенком. В течение дня нужно наблюдать за ним в привычных для него занятиях. На первом этапе лучше быть больше наблюдателем, а не участником этих занятий. Важно находиться рядом с родителями, когда они взаимодействуют с ним, чтобы у ребенка возникла ассоциация с вами и приятными ему людьми.
- Поздоровайтесь с ребенком. Уже можно начать связывать с себя с определенными поощрениями. Хвалите его за уместное и самостоятельное поведение. К примеру, если малыш любит качаться на качелях, то раскачивайте их, когда он качается. Старайтесь делать с ним все то, что он сам любит делать.
- Поздоровайтесь с ребенком и подскажите ему ответное приветствие. На этом этапе нужно ограничить доступ малыша к поощрениям. Контролируйте предметы, которые интересны ему. Отдавайте их ему, при этом ничего от него не требуя. Важно следовать за инициативой ребенка. Больше комментариев и повторений за ребенком (если он вербальный).
- Поздоровайтесь с ребенком и подождите, пока он ответит. Необходимо ограничить доступ к поощрениям, предъявляя минимальные требования для того, чтобы ребенок их получил. К примеру, если ребенок говорит, то можно попросить его называть предметы, которые вы ему даете (давайте мячик и не выпускайте его из рук, пока он не произнесет «мяч»). Постепенно приучайте ребенка следить за вашей инициативой. К примеру, во время игры можно вскочить и сказать – «Догоняй меня!». Если он последовал за вами, то можно поощрить его каким-нибудь действием.
Во взаимодействии с аутичным ребенком важно не забывать основные правила работы с ними. Принимайте его таким, какой он есть. Всегда исходите из интересов ребенка. Важно избегать переутомления (сенсорной перегрузки), терпеливо объясняя ребенку смысл занятий, при этом почаще нужно использовать наглядные материалы.
авторизуйтесь