![Картинка](https://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/599016abe8658cf4b13927fb3ae61f66.png/s/s1200x/a/27502/sc/160")
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/91353d06896fe2e4ee886bae707d8f4c.jpg/s/s1200x/a/27502/sc/219)
Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
![](https://fs24.getcourse.ru/fileservice/file/download/a/27502/sc/134/h/d2324b616a8d5d877e014ba5436b9aa0.gif)
Дифференциация звуков – это процесс, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или способу и месту образования. Логопедическая работа над дифференциацией звуков З и Ж, направлена на умение отличать данные звуки по акустическим признакам.
Ребенок может произносить их правильно в изолированном виде, но в самостоятельной речи он заменяет их на звуки, которые схожи с ними по звучанию. Эту проблему нельзя игнорировать, ведь ребенок как говорит, так и будет писать в дальнейшем, что чревато проблемами с письмом и чтением в школе.
Дифференциация [З] и [Ж] в прямых слогах
При произношении З, губы растянуты в улыбке, зубы сближены. Кончик языка упирается в нижние зубы, его спинка выгнута. Горло дрожит, голосовые связки работают (голос есть).
При произношении Ж, губы округлены и выдвинуты вперед. Кончик языка поднимается к передней части нёба, не касаясь его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам (спинка приподнята). Язык в виде чашечки. Горло дрожит, голосовые связки работают (есть голос).
Нужно произносить следующие слоги:
ЖА – ЗА ЖО – ЗО ЖУ – ЗУ ЗЫ – ЖИ ЖИ – ЗЫ
ЖЕ – ЗЭ ЗА – ЖА ЗО – ЖО ЗУ – ЖУ ЗЭ – ЖЕ
ЖА – ЖА – ЗА – ЖА ЖО – ЖО – ЗО – ЖО
ЖИ – ЗЫ – ЖИ – ЖИ ЗЭ – ЖЕ – ЗЭ – ЖЕ
ЗУ – ЖУ – ЗУ – ЗУ ЗА – ЗА – ЖА – ЗА
Дифференциация звуков [З] и [Ж] в словах
Следующие слова нужно произносить парами:
- «держать – дерзать», «жал – зал»;
- «зевал – жевал», «жевать – зевать»;
- «разок – рожок», «ужи – узы»;
- «лежать – лизать», «лужайка – зайка».
Следующие слова содержат оба дифференцируемых звука. Произносить их нужно четко: заряжать, железо, жизнь, раздражение, задолжать, возможно, зажать, заложник, забежать, залежи и т.д.
Дифференциация звуков [З] и [Ж] в словосочетаниях
- Необходимо четко произносить следующие словосочетания: «желтый зонт», «бумажный змей», «зеленая жаба»;
- «снежная зима», «зеленая лужайка», «зал ожидания»;
- «навозный жук», «снежные заносы», «железная лопата»;
- «книжный магазин», «змеиное жало», «забавный ежик»;
- «забежать домой», «многоэтажное здание», «заветное желание».
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/eaa7aecca51ff2665921efa6156ac891.png/s/s1200x/a/27502/sc/336)
Дифференциация [З] и [Ж] в чистоговорках (для детей в старшей группе)
- жа, жа, за – вот идет коза.
- за, за, жа – мы видели ежа.
- за, жа, за – закрыли мы глаза.
- жа, за, жа – нет у нас ножа
Дифференциация звуков [З] и [Ж] в предложениях
Необходимо читать следующие предложения, четко выделяя дифференцируемые звуки:
- «Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке».
- «Женя резал ржаной хлеб».
- «Зажглась зеленая звезда, запустим звездолет туда».
- «Жеребенок забежал во двор и заржал».
- «Зоя живет возле завода».
- «Завизжала железная пила, застучал железный молоток».
- «Зеленые жуки зажужжали над розами».
- «Зимой рано зажигают огни».
- «В дождь надо брать зонт».
Дифференциация звуков [З] и [Ж] в стихах
Ребенку необходимо выучить наизусть стихотворение. Подбирать его нужно в соответствии с возрастом ребенка, чтобы оно было ему понятно.
Для примера приведем несколько стихотворений:
- «На зеленой на лужайке
Забияки жили зайки,
Жили змеи, медвежата,
И ужата, и ежата.
В звездном небе светляки
Зажигали огоньки,
Чтоб ни зверю и ни птице
В том лесу не заблудиться». - «Зайка забавный
У Жени живёт.
Женя не знает
С зайкой забот.
Зайке не нужен
Ни обед, ни ужин».
Существуют различные игры на дифференциацию звуков Ж и З. К примеру, игра «Помоги ежику» подойдет для младших школьников, поможет не путать эти звуки на письме. Вот ссылка на нее - https://ppt-online.org/519449.
Все вышеперечисленные материалы помогут ребенку научиться произносить [З] и [Ж] правильно. Упражненияможно проводить в домашних условиях, используя картинки для визуализации.
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/ea4394d8d70eae706bd0021feafffce7.png/s/500x/a/27502/sc/431)
Дифференциация З-Ж
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/d311499a4fa6e40193389c2c626f17e5.png/s/500x/a/27502/sc/57)
Дифференциация звуков З-Ж
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/ea4394d8d70eae706bd0021feafffce7.png/s/500x/a/27502/sc/431)
Картотека по дифференциации звуков Ж - З
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/d311499a4fa6e40193389c2c626f17e5.png/s/500x/a/27502/sc/57)
Звуки З и Ж
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/8873f23fda7d62ff90e8ffad4198ec66.png/s/500x/a/27502/sc/320)
Логопедическая раскраска на звуки З-Ж
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
![](http://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/11976ef17efb8c08d9586ff1a565ff2b.png/s/500x/a/27502/sc/265)
Игра - презентация для логопедов
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
![](http://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/11976ef17efb8c08d9586ff1a565ff2b.png/s/500x/a/27502/sc/265)
Пособие Помоги ёжику, Звуки и буквы Ж-З
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
авторизуйтесь