Дифференциация звуков З Ж - речевой материал
Содержание статьи
Дифференциация звуков – это процесс, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или способу и месту образования. Логопедическая работа над дифференциацией звуков З и Ж, направлена на умение отличать данные звуки по акустическим признакам.
Ребенок может произносить их правильно в изолированном виде, но в самостоятельной речи он заменяет их на звуки, которые схожи с ними по звучанию. Эту проблему нельзя игнорировать, ведь ребенок как говорит, так и будет писать в дальнейшем, что чревато проблемами с письмом и чтением в школе.
Дифференциация [З] и [Ж] в прямых слогах
При произношении З, губы растянуты в улыбке, зубы сближены. Кончик языка упирается в нижние зубы, его спинка выгнута. Горло дрожит, голосовые связки работают (голос есть).
При произношении Ж, губы округлены и выдвинуты вперед. Кончик языка поднимается к передней части нёба, не касаясь его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам (спинка приподнята). Язык в виде чашечки. Горло дрожит, голосовые связки работают (есть голос).
Нужно произносить следующие слоги:
ЖА – ЗА ЖО – ЗО ЖУ – ЗУ ЗЫ – ЖИ ЖИ – ЗЫ
ЖЕ – ЗЭ ЗА – ЖА ЗО – ЖО ЗУ – ЖУ ЗЭ – ЖЕ
ЖА – ЖА – ЗА – ЖА ЖО – ЖО – ЗО – ЖО
ЖИ – ЗЫ – ЖИ – ЖИ ЗЭ – ЖЕ – ЗЭ – ЖЕ
ЗУ – ЖУ – ЗУ – ЗУ ЗА – ЗА – ЖА – ЗА
Дифференциация звуков [З] и [Ж] в словах
Следующие слова нужно произносить парами:
- «держать – дерзать», «жал – зал»;
- «зевал – жевал», «жевать – зевать»;
- «разок – рожок», «ужи – узы»;
- «лежать – лизать», «лужайка – зайка».
Следующие слова содержат оба дифференцируемых звука. Произносить их нужно четко: заряжать, железо, жизнь, раздражение, задолжать, возможно, зажать, заложник, забежать, залежи и т.д.
Дифференциация звуков [З] и [Ж] в словосочетаниях
- Необходимо четко произносить следующие словосочетания: «желтый зонт», «бумажный змей», «зеленая жаба»;
- «снежная зима», «зеленая лужайка», «зал ожидания»;
- «навозный жук», «снежные заносы», «железная лопата»;
- «книжный магазин», «змеиное жало», «забавный ежик»;
- «забежать домой», «многоэтажное здание», «заветное желание».
![Изображение по разделу: Дифференциация звуков [З] и [Ж] в словосочетаниях](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fblog.sadko-academy.ru%2Fapi%2Fmedia%2Ffile%2Fdifferentsiatsiya-zvukov-z-i-zh-v-slovosochetaniya.jpg&w=3840&q=75)
Дифференциация [З] и [Ж] в чистоговорках (для детей в старшей группе)
- жа, жа, за – вот идет коза.
- за, за, жа – мы видели ежа.
- за, жа, за – закрыли мы глаза.
- жа, за, жа – нет у нас ножа
Дифференциация звуков [З] и [Ж] в предложениях
Необходимо читать следующие предложения, четко выделяя дифференцируемые звуки:
- «Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке».
- «Женя резал ржаной хлеб».
- «Зажглась зеленая звезда, запустим звездолет туда».
- «Жеребенок забежал во двор и заржал».
- «Зоя живет возле завода».
- «Завизжала железная пила, застучал железный молоток».
- «Зеленые жуки зажужжали над розами».
- «Зимой рано зажигают огни».
- «В дождь надо брать зонт».
Дифференциация звуков [З] и [Ж] в стихах
Ребенку необходимо выучить наизусть стихотворение. Подбирать его нужно в соответствии с возрастом ребенка, чтобы оно было ему понятно.
Для примера приведем несколько стихотворений:
- «На зеленой на лужайке Забияки жили зайки, Жили змеи, медвежата, И ужата, и ежата. В звездном небе светляки Зажигали огоньки, Чтоб ни зверю и ни птице В том лесу не заблудиться».
- «Зайка забавный У Жени живёт. Женя не знает С зайкой забот. Зайке не нужен Ни обед, ни ужин».
Существуют различные игры на дифференциацию звуков Ж и З. К примеру, игра «Помоги ежику» подойдет для младших школьников, поможет не путать эти звуки на письме. Вот ссылка на нее - https://ppt-online.org/519449.
Все вышеперечисленные материалы помогут ребенку научиться произносить [З] и [Ж] правильно. Упражненияможно проводить в домашних условиях, используя картинки для визуализации.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Игра "Внимание"
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Коррекция щечного сигматизма
Щечный сигматизм в большинстве случаев бывает следствием ...

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов
Участие бесплатное, места ограничены
ПодробнееДругие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Цепочка звукоподражаний
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!