Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Определение тахилалии
Тахилалия проявляется патологически ускоренным темпом речи, при котором сохраняются правильное оформление речи, её грамматический строй и фонетическое оформление. При этом расстройстве отмечается повторение одних и тех же слов, «проглатывание» слов, запинки, изменение произношения слов, нарушение чтения и письма.
Наряду с брадилалией (замедленным темпом речи), это нарушение рассматривается как расстройство темпо-ритмической организации речи. В данном случае речевые судороги отсутствуют. Структуру дефекта составляет ускоренный темп речи, моторное беспокойство, ускоренное протекание всех психических процессов.
Основные виды тахилали
Выделяют следующие формы тахилалии:
- Чистая. Для этой формы характерен ускоренный темп произношения, при этом фонетические, лексические и грамматические нарушения отсутствуют.
- Баттаризм (парафразия). Наряду с ускоренной речью, у человека наблюдаются аграмматизмы, нарушение речевого дыхания, ему трудно закончить начатое предложение (человек как будто «захлебывается» собственной речью).Еще одно проявление баттаризма – невозможность правильно построить лексическую конструкцию.
- Полтерн (Спотыкание). Характеризуется прерывистым, убыстренным речевым темпом с несудорожными паузами и запинками. Смысл сказанного часто не выражен, фразы короткие, рубленные
Полтерн неоднороден по своим проявлениям, поэтому внутри этой формы также выделяют полтерн с трудностями формулировки речи, подбора слов, с сенсорными (быстрый речевой темп с нарушением слухового внимания) и моторными нарушениями (быстрый речевой темп с неправильной артикуляцией).
Основные причины развития
Как правило, эта разновидность речевых нарушений возникает по причине следующих факторов:
- Наследственная предрасположенность.
- Подражание торопливой речи окружающих (педагогов, родителей и т.д.).
- Развитие различных патологий головного мозга (эпилепсии, опухоли).
- Перенесенные ранее черепно-мозговые травмы.
- Проведенные нейрохирургические вмешательства.
- Отсутствие взаимосвязи между мышлением, восприятием и речью.
- Нечёткая артикуляция, при которой ребёнку трудно произносить длинные малоизвестные слова.
- Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения в головном мозге. Чаще всего тахилалии подвержены гиперактивные, неуравновешенные дети, у которых наблюдается повышенная возбудимость.
Без проведения специальной коррекционной работы, данное расстройство, которое возникло в детском возрасте, может усугубиться в подростковом периоде и сопровождать человека в его взрослой жизни.
Основные симптомы тахилали
У людей с этим расстройством наблюдается речевая и неречевая симптоматика.
В первую группу входят:
- Невероятно ускоренный речевой темп – 20-30 звуков в секунду при норме 10-12 звуков. Стремительный речевой поток зачастую сложно понять.
- Невнятность произношения фраз, запинки, «проглатывания» слов и слогов, повторы и перестановки.
- Нарушение чтения и письменной речи. Звуки и буквы заменяют друг друга, переставляются местами и т.д.
- Излишне экспрессивная речь, при этом интонация нарушена.
- При баттаризме или полтерне у человека меняется лексика, нарушения проявляются в артикуляции, голосе.
К неречевым симптомам относятся:
- Нарушение общей моторики. Наблюдается подвижность мимики, жестикуляция избыточная и очень быстрая.
- Беспокойство в поведении, которое отмечается не только в дневное время, но и ночью.
- Быстрое переключение внимание с одного на другое.
- Недостаточный объем слуховой, моторной и зрительной памяти.
- Повышенная эмоциональная возбудимость. При волнении или споре у человека наблюдается сильная потливость, учащенное сердцебиение, покраснение кожных покровов.
Диагностика
Важна комплексная диагностика. Консультация логопеда, невролога, психотерапевта.
Поскольку одной внешней симптоматики недостаточно для диагностики этого расстройства, поэтому врач может назначить электроэнцефалографию, Эхо-ЭГ или МРТ, которые позволяют точно установить диагноз.
Логопед проводит диагностическое обследование речи. Анализируется состояние речевой моторики, особенности связной речи, звукопроизношения, грамматики и лексики. Проводится диагностика устной и письменной речи.
Основные этапы лечения при тахилалии
Медикаментозное лечение тахилалии используется в комплексе с психотерапевтическим и логопедическим воздействием. Препараты необходимы для стабилизации нервной системы, снижения общей возбудимости. Помимо лекарственных средств, активно применяется физиотерапия, ЛФК, бальнеотерапия, а также проводятся занятия с психологом.
Важное место занимает логопедическая работа. Занятия проводятся в коллективной форме, дисциплинируя и организуя пациентов. Первый этап заключается в режиме максимального ограничения речи. На занятиях используется речевая зарядка, громкое чтение, логоритмика, прослушивание правильных образцов речи.
Используются следующие дыхательные упражнения для коррекции тахилалии:
- Первый шаг – вдох, второй шаг – выдох, третий шаг – пауза. Далее по кругу, длительность повторений – 2-3 минуты.
- Глубокий вдох на 3 счета. Далее небольшая пауза на 1 счет. Выдох также на 3 счета. Вдох через нос, выдох – через рот. Сначала считает логопед, а через несколько повторений ребенок (или взрослый) считает про себя.
- Глубокий вдох, затем на выдохе проговариваем звук Ж, Ф, Щ (при этом щеки не должны надуваться). Каждый выдох с проговариванием длится не менее четырех секунд.
Заключительный этап коррекции включает в себя пересказы, чтение про себя, коллективные рассказы и публичное выступление.
Особых различий между лечением у взрослых и детей нет. Единственное, у взрослых пациентов быстрее наступает положительная динамика – спустя 2-3 месяца. У детей улучшения происходят через 6-12 месяцев.
Успешность коррекционной работы зависит от наличия невротических и психических расстройств. Важно, чтобы пациент активно взаимодействовал с логопедом и другими специалистами.
|
26.43 КБ | |
|
22.35 КБ | |
|
2.76 МБ |
авторизуйтесь