![Картинка](https://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/599016abe8658cf4b13927fb3ae61f66.png/s/s1200x/a/27502/sc/160")
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/91353d06896fe2e4ee886bae707d8f4c.jpg/s/s1200x/a/27502/sc/219)
Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
![](https://fs16.getcourse.ru/fileservice/file/download/a/27502/sc/134/h/d2324b616a8d5d877e014ba5436b9aa0.gif)
Определение тахилалии
Тахилалия проявляется патологически ускоренным темпом речи, при котором сохраняются правильное оформление речи, её грамматический строй и фонетическое оформление. При этом расстройстве отмечается повторение одних и тех же слов, «проглатывание» слов, запинки, изменение произношения слов, нарушение чтения и письма.
Наряду с брадилалией (замедленным темпом речи), это нарушение рассматривается как расстройство темпо-ритмической организации речи. В данном случае речевые судороги отсутствуют. Структуру дефекта составляет ускоренный темп речи, моторное беспокойство, ускоренное протекание всех психических процессов.
Основные виды тахилали
Выделяют следующие формы тахилалии:
- Чистая. Для этой формы характерен ускоренный темп произношения, при этом фонетические, лексические и грамматические нарушения отсутствуют.
- Баттаризм (парафразия). Наряду с ускоренной речью, у человека наблюдаются аграмматизмы, нарушение речевого дыхания, ему трудно закончить начатое предложение (человек как будто «захлебывается» собственной речью).Еще одно проявление баттаризма – невозможность правильно построить лексическую конструкцию.
- Полтерн (Спотыкание). Характеризуется прерывистым, убыстренным речевым темпом с несудорожными паузами и запинками. Смысл сказанного часто не выражен, фразы короткие, рубленные
Полтерн неоднороден по своим проявлениям, поэтому внутри этой формы также выделяют полтерн с трудностями формулировки речи, подбора слов, с сенсорными (быстрый речевой темп с нарушением слухового внимания) и моторными нарушениями (быстрый речевой темп с неправильной артикуляцией).
Основные причины развития
Как правило, эта разновидность речевых нарушений возникает по причине следующих факторов:
- Наследственная предрасположенность.
- Подражание торопливой речи окружающих (педагогов, родителей и т.д.).
- Развитие различных патологий головного мозга (эпилепсии, опухоли).
- Перенесенные ранее черепно-мозговые травмы.
- Проведенные нейрохирургические вмешательства.
- Отсутствие взаимосвязи между мышлением, восприятием и речью.
- Нечёткая артикуляция, при которой ребёнку трудно произносить длинные малоизвестные слова.
- Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения в головном мозге. Чаще всего тахилалии подвержены гиперактивные, неуравновешенные дети, у которых наблюдается повышенная возбудимость.
Без проведения специальной коррекционной работы, данное расстройство, которое возникло в детском возрасте, может усугубиться в подростковом периоде и сопровождать человека в его взрослой жизни.
Основные симптомы тахилали
У людей с этим расстройством наблюдается речевая и неречевая симптоматика.
В первую группу входят:
- Невероятно ускоренный речевой темп – 20-30 звуков в секунду при норме 10-12 звуков. Стремительный речевой поток зачастую сложно понять.
- Невнятность произношения фраз, запинки, «проглатывания» слов и слогов, повторы и перестановки.
- Нарушение чтения и письменной речи. Звуки и буквы заменяют друг друга, переставляются местами и т.д.
- Излишне экспрессивная речь, при этом интонация нарушена.
- При баттаризме или полтерне у человека меняется лексика, нарушения проявляются в артикуляции, голосе.
К неречевым симптомам относятся:
- Нарушение общей моторики. Наблюдается подвижность мимики, жестикуляция избыточная и очень быстрая.
- Беспокойство в поведении, которое отмечается не только в дневное время, но и ночью.
- Быстрое переключение внимание с одного на другое.
- Недостаточный объем слуховой, моторной и зрительной памяти.
- Повышенная эмоциональная возбудимость. При волнении или споре у человека наблюдается сильная потливость, учащенное сердцебиение, покраснение кожных покровов.
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/dd6a7bd7265d3224026a7e906b780e2c.jpg/s/s1200x/a/27502/sc/142)
Диагностика
Важна комплексная диагностика. Консультация логопеда, невролога, психотерапевта.
Поскольку одной внешней симптоматики недостаточно для диагностики этого расстройства, поэтому врач может назначить электроэнцефалографию, Эхо-ЭГ или МРТ, которые позволяют точно установить диагноз.
Логопед проводит диагностическое обследование речи. Анализируется состояние речевой моторики, особенности связной речи, звукопроизношения, грамматики и лексики. Проводится диагностика устной и письменной речи.
![](http://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/72080fd9d6e37451439b3f5f3428e705.jpg/s/s1200x/a/27502/sc/15)
Основные этапы лечения при тахилалии
Медикаментозное лечение тахилалии используется в комплексе с психотерапевтическим и логопедическим воздействием. Препараты необходимы для стабилизации нервной системы, снижения общей возбудимости. Помимо лекарственных средств, активно применяется физиотерапия, ЛФК, бальнеотерапия, а также проводятся занятия с психологом.
Важное место занимает логопедическая работа. Занятия проводятся в коллективной форме, дисциплинируя и организуя пациентов. Первый этап заключается в режиме максимального ограничения речи. На занятиях используется речевая зарядка, громкое чтение, логоритмика, прослушивание правильных образцов речи.
![](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/cf01fdeafe8ab9a512c90aba1460123b.jpg/s/s1200x/a/27502/sc/357)
Используются следующие дыхательные упражнения для коррекции тахилалии:
- Первый шаг – вдох, второй шаг – выдох, третий шаг – пауза. Далее по кругу, длительность повторений – 2-3 минуты.
- Глубокий вдох на 3 счета. Далее небольшая пауза на 1 счет. Выдох также на 3 счета. Вдох через нос, выдох – через рот. Сначала считает логопед, а через несколько повторений ребенок (или взрослый) считает про себя.
- Глубокий вдох, затем на выдохе проговариваем звук Ж, Ф, Щ (при этом щеки не должны надуваться). Каждый выдох с проговариванием длится не менее четырех секунд.
Заключительный этап коррекции включает в себя пересказы, чтение про себя, коллективные рассказы и публичное выступление.
Особых различий между лечением у взрослых и детей нет. Единственное, у взрослых пациентов быстрее наступает положительная динамика – спустя 2-3 месяца. У детей улучшения происходят через 6-12 месяцев.
Успешность коррекционной работы зависит от наличия невротических и психических расстройств. Важно, чтобы пациент активно взаимодействовал с логопедом и другими специалистами.
![]() |
26.43 КБ | |
![]() |
22.35 КБ | |
![]() |
2.76 МБ |
авторизуйтесь