Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Содержание:
Автоматизация звука Р необходима для того, чтобы ребенок научился правильно произносить его во всех словах и фразах. Этот процесс нужно начинать только после того, как малыш научился четко произносить Р изолированно. В результате регулярных занятий и выполнения упражнений, ребенок сможет правильно говорить Р автоматически, в любых его сочетаниях с другими звуками.
В процессе выполнения упражнений логопед называет слова, выделяя голосом автоматизируемый звук. Произносить нужно не торопясь, четко проговаривая Р в словах. Желательно делать по несколько повторений для лучшего усвоения материала.
Перед началом автоматизации нужно четко знать артикуляционную позу звука Р:
- Губы чуть раскрыты (лучше, если зубные ряды будут слегка обнажены).
- Зубы разомкнуты.
- Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
- Широкий кончик языка вибрирует, поднят к альвеолам.
Автоматизация звука Р в слогах
Автоматизация Р в слогах с сочетанием звуков ТР и ДР:
При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание [ТР, ДР]. Звук [Р], отделённый от звуков [Т, Д], сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звуки [Т, Д] являются опорой для удержания языка у нёба.
Звучание [ТР, ДР] с нужно начинать с проговаривания Р в слогах:
Пример:
- адр__, одр__, удр__, ыдр__, эдр__, идр__, едр__, ёдр__, юдр__, ядр__
- др__а, др__о, др__у, др__ы, др__э
- др__а, др__о, др__у, др__ы, др__э
Далее можно переходить к автоматизации в словах. С ударением на слоге ДРА:
- драма, дранка, квадрат, драть;
- страус, стража, страны.
Без ударения на слоге:
- трасса, травы, трава, трамвай;
- дракон, ведра, выдра, пудра.
Автоматизация Р в прямых слогах:
РА – Р0 – РУ РО – РУ – РЫ РЫ – РО – РЭ
РА – РЫ – РЭ РУ – РО – РА РЭ – РА – РО
РО – РА – РЫ РУ – РЫ – РО РО – РА – РЭ
В обратных слогах:
АР – ОР – УР УР – ЭР – АР ЭР – АР – ОР
ОР – АР – УР ЫР – УР – ОР ЭР – УР – ЫР
ОР – УР – ЭР ЫР – ЭР – ОР ЭР – ЫР – АР
В интервокальных слогах:
АРА – ОРО – УРУ УРУ – ОРО – АРА ЫРЫ – ЭРЭ – УРУ
АРА – ЭРЭ – ЫРЫ УРУ – ЫРЫ – АРА ЭРЭ – АРА – ОРО
ОРО – АРА – ЫРЫ ЫРЫ – ЭРЭ – ОРО ЭРЭ – ОРО – УРУ
Со стечением согласных:
БРАТ, ГРАД, ГРОМ, ГРУЗ, ГРАЧ, ВРАГ, ГРАНИТ, ГРАФИН, ГРОХОТ, ГРУЗДИ, ПРУТИК, КРЫШКА, ГРАНИЦА и т.п.
Для автоматизации мягкого Рь:
В слогах:
Ря ря-рю-ри
Ри ри-рё-ря
Ре ре-рю-рё
Рё рё-ря-ре
Рю рю-ре-ря
Повтори слова:
Ряд, рядом, рябчик, ряска, рябина, рис, ритм, рифма, ритмика, рисунок, речь, репа, речка, ребус, решение, рёв, рёва, рюмка, рюшка, рюкзак.
Автоматизация звука Р в словах
Следующие слова нужно произносить, четко выделяя Р. Желательно повторять по 2-3 раза.
Автоматизация звука Р в начале слова:
- рак, рама, рана, ракета;
- рот, рота, роза, робот;
- Рома, Рая, роса, родина;
- рынок, рыть, рысь, рыба;
- рука, рубка, рукава, рубанок.
Автоматизация звука Р конце слова:
- шар, пар, дар, бар;
- удар, загар, комар;
- бор, мотор, набор, топор;
- мир, пир, кефир, зефир;
- ветер, вечер, мастер, катер;
- узор, отпор, помидор, двор.
Автоматизация звука Р в середине слова:
- ура, дыра, гора, пора;
- пара, фара, гитара, тара;
- Вера, Юра, Кира, Марат;
- игра, конура, контора, жара;
- город, герой, ворота, дорога;
- ведро, ядро, бедро, утро
Автоматизация звука Р в словосочетаниях
Следующие словосочетания нужно повторять по несколько раз, выделяя автоматизируемый звук:
- «Новый забор», «Подмести двор», «Пить кефир».
- «Пойду на базар», «У Ромы загар», «Сильный боксер».
- «Российский сыр», «Второй номер», «Купить самовар».
- «Розовые розы», «Робкий Рома», «Родной дом».
- «Рычание рыси», «Рыбный рынок».
- «Румяный рулет», «Разные рукава»
Автоматизация Р в предложениях
Необходимо произносить предложения, выделяя автоматизируемый звук:
- «Рома работает в гараже шофером», «Сороки, вороны и воробьи в городских парках».
- «Черная ворона каркает на крыше», «Мастеру поручили срочную работу», «Зимой мы черпаем воду из проруби».
- «Кира рывком открывает фрамугу», «Юра, Рома и Вера собирают рыжики в бору»
Автоматизация звука Р в скороговорках
Необходимо произносить следующие скороговорки:
«Во мраке раки шуршат в драке.
Тропка на траве, травка на тропке.
Краб крабу грабли сделал.
На горе Арарат растет крупный виноград.
До города дорога в гору, от города – с горы.
Рома Маше нарвал ромашек.
Морочила морока, пророчила сорока».
Автоматизация Р в текстах
- «У Ромы и Веры огород. В огороде на грядках зреет перец, красные помидоры, хрустящие огурцы, растет кудрявая петрушка. Рома и Вера рыхлят грядки, используют удобрения. Хороший будет урожай!»
- «У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карман едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает баранки, сухари и крошки от торта. Сегодня таракан позовет в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи – мечта каждого любого таракана».
Автоматизация звука Р в стихах
Есть большое количество различных стихотворений, которые помогают при автоматизации Р. Приведем некоторые из них:
Стих 1.
«Страусы строят гнезда в сторонке.
Странными кажутся эти воронки.
Ямы в песке роют быстро и просто
Красивые птички высокого роста».
«Вышли мыши как-то раз –
Поглядеть, который час.
Раз-два-три-четыре
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон –
Удирают мыши вон».
Стих 2.
«Пропала буква Р.
Где? В театре, например.
А может мы ее вчера
Забрать забыли со двора?
Потеряли в гастрономе,
Не нашли за дверью в доме?
Или спрятали, проверьте
В этом беленьком конверте?
Может, милиционер
Подскажет нам, где буква Р?
Но закричала громко Даша:
– Нашлась буковка наша!
Посмотрите, как просто это:
Рыба! Рак! Река! Ракета!»
Закрепление в игровой форме
Автоматизацию буквы Р можно проводить в игровом формате, что поможет заинтересовать ребенка.
Есть несколько игровых упражнений:
- «Что поменялось?» Для этой игры необходимы разные карточки, на которых находятся изображения, имеющие в своем названии Р. Нужно разложить карточки, спросить ребенка о том, что на них нарисовано. Если он неправильно произносит автоматизируемый звук, то необходимо повторить еще раз.
- «Запомни порядок». Можно использовать те же картинки, что и из предыдущей игры. Карточки раскладываются в ряд, достаточно пяти штук. Ребенок должен посмотреть и запомнить их расположение. Затем ему нужно отвернуться и назвать, что именно изображено на картинках и в каком порядке. Важно добиться правильного произношения, поэтому в случае ошибки необходимо, чтобы ребенок повторил слова.
- «Вспомни больше слов». В эту игру можно играть везде – дома, на улице, в машине и т.д. Задача проста – вы соревнуетесь с ребенком, кто больше вспомнит слов с буквой Р. Если малыш затрудняется, то можно сказать ему, что такие слова находятся вокруг него, нужно лишь внимательно посмотреть вокруг. Наверняка он с легкостью назовет дерево, траву, двор и т.д.
Необходимо регулярно повторять упражнения из представленного материала, добиваясь четкости произношения. При выборе речевого материала, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Необходимо переходить от простого к сложному, постепенно усложняя задания. Упражнения можно повторять самостоятельно со своим ребенком дома. Данные задания на автоматизацию звука могут быть использованы при развитии фонематического слуха и расширения словарного запаса.
Статья проверена: Леонова Зоя Леонидовна
авторизуйтесь