Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Содержание:
А, чтобы помочь ребенку грамотно говорить и писать, мы подобрали интересную игру
“Найди дом для слова”
С ее помощью вы сможете улучшить навык слогового анализа, пополнить словарь ребенка, повысить запоминание образов слов и обозначения звуков.
К четырем годам у ребенка должен быть достаточный словарный запас. Он должен разборчиво говорить, коммуницируя с родителями, сверстниками и окружающими его людьми. Если родители заметили, что он неправильно произносит [Ш] или заменяет его другими звуками, то нужно обратиться за квалифицированной помощью к логопеду.
Артикуляция звука [Ш] – это твердый, глухой согласный звук.
- губы округлены и выдвинуты вперёд;
- язык в форме «чашечки» поднят вверх к альвеолам за верхними зубами;
- боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
- зубы сближены;
- выдыхаемый воздух тёплый (проверить рукой).
- следить за тем, чтобы щёки при произношении звука не надувались!
Автоматизация Ш в слогах
Автоматизацию нужно начинать только после того, как ребенок научится четко произносить [Ш] изолированно.
Автоматизация [Ш] в прямых слогах:
ША – ША – ША
ШО – ШО – ШО
ШУ – ШУ – ШУ
ШИ – ШИ – ШИ
В обратных слогах:
АШ – ОШ – УШ – ЫШ
АШ – ЯШ – УШ – ЮШ
ЯШ – ЁШ – ЮШ – ИШ – ЕШ
ЯШ – ЁШ – ЮШ – УШ
В интервокальной позиции:
АША—АШО— АШУ — АШИ
УША — УШО — УШУ — УШИ
ОША — ОШО — ОШУ — ОШИ
ИША — ИШО — ИШУ — ИШИ
В прямых слогах со стечением согласных:
ШТА — ШТО — ШТУ - ШТЭ — ШТЫ
КА — ШКО — ШКУ — ШКЭ - ШКЫ
ШМА — ШМО — ШМУ — ШМЭ — ШМЫ
ШВА — ШВО — ШВУ — ШВЭ — ШВЫ
ШПА — ШПО — ШПУ — ШПЭ — ШПЫ
ШНА — ШНО — ШНУ — ШНЭ — ШНЫ
В обратных слогах со стечением согласных:
АШТ — ОШТ — УШТ — ЫШТ
ИШТ — ЕШТ — ЁШТ — ЮШТ — ЯШТ
АШК — ОШК — УШК — ЫШК
ИШК — ЕШК — ЁШК — ЮШК — ЯШК
Автоматизация звука Ш в словах
После закрепления звука путем повторения слогов, нужно переходить к произношению слов, содержащих [Ш].
Автоматизация звука Ш в начале слова
- [ША] – шалун, шахматы, шайка, шаблон, шаман, шесть, шатен, шанс, шаль, шатун, шахта;
- [ШО] – шов, шок, шоколад, шелк;
- [ШУ] – шум, шумовка, шутник, шут, шуметь, шутить;
- [ШЕ] – шелест, шевелить, шелковод, шелуха, шейка, шея, шевелюра;
- [ШИ] – шипы, шина, шитье, шипеть, шиповник, шипеть.
Со стечением согласных (в начале слова): шпага, шпилька, шпана, шпала, шлепок, шлёпанцы, шланг, шнурок, шмель, шмат и т.д.
Автоматизация Ш в середине слова
- [ША] – каша, ваша, Даша, кашалот, Паша, кушать, туша, душа, мешать, крыша;
- [ШО] – капюшон, голышом, мешок, тушенка, черешок, ремешок, порошок;
- [ШУ] – пишу, кошу, ношу, дышу, укушу.
- [ШЕ] – мишень, утешение, решение, кашель, бешеный, душевный;
- [ШИ] – машина, вышивать, кувшин, тишина, пушинка, машинист, пришили, ушиб, решили.
Со стечением согласных (в середине слова): каштан, кошмар, кошка, опушка, букашка, милашка, пышка, Яшка, покрышка и т.д.
Автоматизация звука Ш в конце слова
- [АШ] – карандаш, ваш, наш, гуашь, торгаш, шантаж;
- [УШ] – тушь, душ, коклюш;
- [ЫШ] – камыш, детеныш, мышь, малыш, ландыш;
- [ИШ] – шумишь, финиш, мякиш, пилишь, тишь;
- [ЁШ] – пьёшь, поёшь, льёшь, берёшь, трёшь.
Автоматизация звука Ш в словосочетаниях
Автоматизация – это поэтапный процесс, поэтому после закрепления [Ш] в словах, нужно переходить к словосочетаниям:
- «Шепчет Наташа», «Широкий шалаш», «Наша бабушка».
- «Шумят камыши», «Душистые ландыши», «Тушёный шпинат».
- «Наташины калоши», «Дашина шапка», «Наша школа».
- «Пушистая шапка», «Дедушкины шахматы», «Новая подушка».
- «Новая ушанка», «Двойной шов», «Швейная машинка».
Автоматизация звука Ш в предложениях
Для отработки чистого произношения ребенку нужно повторять следующие предложения:
- «У Яши машина», «Бабушка вышивает петушка», «У Маши шуба», «Камыши шумят тихо» (из трех слов).
- «У Яшиной машины шины», «Бабушка шьёт штанишки Яше», «Маша пьёт вишнёвый компот», «Мишутка дует на пушинки» (из четырёх слов).
- «Дома у Яши мешок каштанов», «У кошки ушки на макушке», «Мама шьёт на швейной машинке», «Паша катает мишку на машине» (из пяти слов).
- «У Паши и Даши мышонок Пушок», «Мама мышь и мышата едят шпинат», «У мышки – мышата, у кошки – котята» (из шести слов).
Автоматизация звука Ш в чистоговорках
Нужно читать следующие скороговорки, четко произнося автоматизируемый звук. В случае ошибки, педагог должен поправить ребенка и попросить повторить заново:
- «Я по камушкам пошёл, шубу шёлковую нашёл».
- «Шила в мешке не утаишь».
- «В шалаше шесть шалунов».
- «Шапка да шуба – вот наш Мишутка».
- «Метил в лукошко – попал в окошко».
Автоматизация звука Ш в тексте
Текст «Пушок – шалун»:
«Был у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок её дома поджидал. Днём вошла Даша в дом и ахнула! На полу валялись и бабушкина шаль, и папина шапка - ушанка. А мамины шлёпанцы лежали в её шляпе, на шкафу! Кот - шалун сидел под вешалкой и шевелил ушами».
Автоматизация звука Ш в стихотворениях
Стихотворения нужно подбирать в соответствии с возрастом малыша, чтобы они были просты и понятны ему. Можно использовать картинки с изображениями, чтобы визуализировать сказанное.
Для примера приведем несколько стихотворений:
- «Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что же шепчут камыши?
шо-шо-шо, шо-шо-шо
— Я пишу уж хорошо,
шу-шу-шу, шу-шу-шу
— Всё, что хочешь, напишу,
ши-ши-ши, ши-ши-щи
«Ешьте кашу» — напиши,
шу-шу-шу, шу-шу-шу
— Это я уж напишу,
шо-шо-шо, шо-шо-шо
— Вижу, пишешь хорошо». - «Петушок, петушок!
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано поёшь,
Детям спать не даёшь!». - «Школьник, школьник, ты силач:
шар земной несёшь, как мяч». - Мышонок и Мышь
Мышонку шепчет мышь:
— Ты что шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
— Шуршать я буду тише».
Игры на автоматизацию звука [Ш]
Игровые упражнения помогают сохранить интерес ребенка к занятиям, одновременно закрепляя автоматизируемый звук. В играх нужно активно использовать визуальные материалы.
Упражнение «Какие вещи в шкафу у Маша, а какие – у Миши?». Логопед задает этот вопрос, а ребенок должен выбрать картинки со словами, которые, по его мнению, подходят, и произнести их. К примеру:
- У Маши в шкафу…. (шапка, гуашь, шуба и т.д.).
- У Миши в шкафу…. (клюшка, рубашка, карандаш, шахматы).
Очень интересное упражнения для автоматизации [Ш] в связной речи – игра «Кот на крыше».
Описание: На стуле сидит один из играющих детей с закрытыми глазами. Он – кот, а остальные дети – мышки. Они тихо подходят к коту и вполголоса проговаривают:
«Тише, мыши... Тише, мыши...
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись…»
После этого «кот» просыпается и начинает гоняться за «мышками». Можно отметить на полу зону, куда кот не может забегать – это мышкин дом. Игру нужно проводить, пока все мышки не будут пойманы. Тот, кого ловят, произносит 2-3 слова со звуком Ш.
Этот полезный логопедический материал можно использовать самостоятельно, занимаясь со своим ребенком дома. Важно проявлять терпение и хвалить малыша за каждый его успех. Помимо самостоятельной работы, важны регулярные занятия с логопедом, которые помогут поставить произношение автоматизируемого звука.
Статья проверена: Леонова Зоя Леонидовна
авторизуйтесь