Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Что такое ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Термин ЗПР был предложен психиатром Г. Е. Сухаревой в 1959 году. Он широко использовался в профессиональной литературе и психолого-педагогической практике вплоть до 90-х годов прошлого столетия. Тогда было признано, что этот термин слишком обобщен и устарел, поэтому в 1997 году задержка психического развития перестала быть медицинским диагнозом. Но сам термин не теряет актуальности, используясь уже не в контексте диагноза, а как педагогическая характеристика развития ребенка.
Основные причины ЗПР у детей
Причин, почему возникает задержка психического развития, достаточно много, но на данный момент принято разделять их на две большие группы – биологические и социальные причины.
Биологические:
- тяжелое течение беременности, во время которой мать перенесла тяжелую алкогольную или наркотическую интоксикацию, инфекцию или травму;
- недоношенность;
- многоплодие;
- гипоксия плода;
- резус-конфликт матери и ребенка;
- внутричерепные родовые травмы;
- асфиксия.
После рождения, а также в первые годы жизни детей, причинами развития ЗПР могут быть следующие биологические факторы:
- различные соматические заболевания (рахит, грипп и т.д.);
- врожденные нарушения слуха и зрения, а также выраженные дефекты речи;
- черепно-мозговые травмы;
- алкогольная эмбриофетопатия;
- органические поражения головного мозга;
- астенический синдром;
- патологии сердечно-сосудистой системы.
Другой причиной развития ЗПР, которую можно отнести в данную категорию, является наследственный фактор. Если одному из родителей (или обоим) ставился этот диагноз, то есть вероятность того, что у их детей могут возникнуть схожие проблемы, даже если отсутствуют другие факторы риска.
Социальные факторы:
- Неблагополучные семьи, в которых ребенок растет в условиях отсутствия внимания и гипоопеки.
- Снижение или отсутствие возможности ребенка контактировать с социумом, т.е. общаться с другими детьми и взрослыми. Дефицит общения приводит к непониманию со стороны ребенка, как именно ему выстраивать взаимоотношения со сверстниками и другими людьми (не членами семьи).
- Родители не занимаются развитием ребенка, не побуждают его к творческой и мыслительной деятельности, что приводит к проблемам в адаптации в социуме.
- Гиперопека. В таких семьях ребенок всегда в центре внимания, его желаниям всячески потакают, его оберегают от любых опасностей и сложностей. В результате этого нарушается социальная адаптация, ребенок становится излишне зависимым от родителей, он не может самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности. В таких условиях нарушается развитие волевой сферы.
- Авторитарные семьи, где родители не учитывают интересы ребенка. Как правило, наказания оказываются несоизмеримы повинности малыша. Такие дети становятся тревожными, у них развиваются различные фобии, отсутствует инициатива. Есть проблемы с интеллектуальным развитием, ведь перед ребенком стоит задача, как избежать неудачи (чтобы не быть наказанным), а не достижение результата.
Задержка психического развития у детей симптомы и классификации
Группа детей с задержкой психического развития весьма неоднородна. На сегодняшний день в психологии есть несколько вариантов классификации ЗПР, но в большинстве случаев используется классификация по Лебединской – это детский психиатр и дефектолог. Принята она была в 1982 году.
Выделяют несколько видов:
- Конституционная. Обусловлена замедлением процесса созревания центральной нервной системы. В данном случае игровая деятельность преобладает над познавательной. Проще говоря, ребенок ведет себя не в соответствии со своей возрастной группой (как меньший по возрасту). Дети невнимательны, у них недостаточный объем памяти.
- Соматогенная. Возникает на фоне перенесенных в первые годы жизни заболеваний, которые приводят к недостаточному развитию ЦНС. Как правило, такие дети длительное время пребывают в больницах, что дополнительно приводит к проблемам коммуникации с другими детьми. Среди признаков – пугливость, низкая работоспособность, астения, недостаточной объем памяти, заторможенность или гиперактивность.
- Психогенная. Развивается на фоне негативных условий в семье, в которых ребенок пребывает с самого детства (частые и необоснованные наказания, гипер- и гипоопека).
- Церебрально-органическая. ЗПР данного вида встречается чаще всего. Для нее характерно первичное органическое поражение мозга. У таких детей наблюдается отсутствие живых эмоций, скудность воображения, расторможенность и другие нарушения.
Особенности ребенка с задержкой психического развития
- Восприятие. Замедленно и фрагментарно. Могут возникать трудности при формировании зрительных образов. Это нужно учитывать при обучении, т.е. для лучшего усвоения материала, таким детям необходимы наглядные пособия.
- Внимание. Поверхностно и кратковременно. Малыш часто отвлекается, есть сложности с тем, чтобы сфокусироваться на какой-то задаче. Есть проблемы с пониманием того, какой стимул действительно важен для концентрации на нем, а какой – нет.
- Память. Характерна слабая избирательность, мозаичность запоминания материала. Характерен низкий уровень самоконтроля, наглядные образы запоминаются лучше, чем слуховые.
- Мышление. Невозможно абстрактно-логическое мышление (без помощи взрослых). У детей возникают трудности со сравнением, построением собственных умственных заключений, формированием выводов по той или иной ситуации.
- Речь. Скудность словарного запаса. Наблюдается нарушение артикуляции многих звуков. В большинстве случаев речь упрощена, потому что ребенку трудно выстраивать сложные предложения и умозаключения. Часто сочетается с дислексией и дисграфией.
- Эмоциональная сфера. Такие дети легко внушаемы, у них может резко меняться настроение (периоды эмоционального подъема быстро сменяются апатичным состоянием). Они редко проявляют инициативу, поэтому идут на поводу у своих сверстников.
Диагностика и коррекция
Диагностика задержки психического развития проводится комплексно, т.е. участвует в ней несколько специалистов: психиатр, невролог, педиатр, дефектолог, психолог, логопед и т.д.
Проводятся следующие мероприятия:
- сбор анамнеза, выявление особенностей течения беременности и постнатального периода;
- электроэнцефалограмма, МРТ или КТ для выявления физиологических причин ЗПР;
- психолого-педагогическое обследование ребенка: диагностика мышления, внимания, памяти, игровой деятельности, эмоционально-волевой сферы;
- диагностическое обследование речи.
Коррекция детей с задержкой психического развития проводится комплексно, т.е. с привлечением целой группы специалистов. Они должны посещать специализированные ДОУ или коррекционные классы. При обучении нужно делать акцент на визуализацию учебных материалов, частую смену деятельности и повторение.
В коррекционной работе нужно уделять особенное внимание развитию:
- эмоциональной сферы, для чего активно используется арт-терапия и различные занятия в игровой форме;
- познавательных процессов;
- коррекции речи с помощью специальных логопедических занятий.
Профилактика
Для профилактики задержки психического развития ребенка необходимо с большой ответственностью отнестись к планированию беременности, избегать негативных воздействий на плод, заниматься профилактикой соматических и инфекционных болезней у ребенка в раннем возрасте, обеспечивать благоприятные условия их жизни. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо незамедлительное обследование и начало коррекционной работы.
Карта обследования ребенка с ЗПР
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
Диагностика ЗПР у детей 3-4 лет
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
Планирование работы с детьми с ЗПР
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
ППАООП для детей с ЗПР
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
Проект для группы Моя семья
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
Работа с детьми с ЗПР
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
Социализация детей с ЗПР
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
авторизуйтесь