Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Коммуникативные ситуации в ДОУ как средство развития смысловой стороны речи у неговорящих детей
Легедь Т.И., учитель-логопед
МКДОУ «Еманжелинский детский сад «Солнышко»
с.Еманжелинка
У детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения в развитии речи. Специальные исследования показали разнообразие проявлений речевых патологий. В одних случаях отмечаются только отклонения в развитии звуковой стороны речи. В других - у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Алалия относится к разряду органических речевых нарушений центрального характера, при котором нарушаются все компоненты речевой системы.
В настоящее время термином «алалия» принято обозначать тяжелое нарушение речи. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в комплексном и дифференцированном воздействии на все стороны развития личности.
Логопедическую работу с данной категорией детей необходимо начинать в раннем возрасте. Для достижения положительных результатов учитель-логопед должен четко представлять на каком фоне возникает недоразвитие речи, какое влияние на темп речевого развития оказывают сопутствующие неврологические нарушения, генетические предпосылки, особенности психологической деятельности ребенка, то есть знать структуру дефекта, а также методы и приемы коррекционной работы.
Первым институтом, в который попадает ребенок, является детский сад. В общении ребенка со взрослыми развивается речь ребенка и все психические процессы. Через создание коммуникативных ситуаций в детском саду ребенка можно подтолкнуть на развитие речи.
Смысловая сторона речи изучалась в исследованиях Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Э. Вернике, У. Пенфилда, Г. Джаспера и др. Для того, чтобы разобраться в сути этого понятия, следует рассмотреть его со всех сторон.
Язык - это совокупность знаков и правил оперирования ими [1].
Речь - это процесс использования языка [4].
В процессе общения речь и язык человека приобретают важнейшее значение для развития сознания, мышления, всей психической деятельности. К. Маркс писал: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...» [4].
В речи различают звуки и смысловую сторону. Эти две стороны речи друг с другом тесно связаны. Уже самые простые единицы речи — фонемы играют смыслоразличительную роль. Каждое слово имеет значение. Значения слов формируются в процессе исторического развития. Слово на различных этапах исторического развития может иметь существенно различные значения и смысл.
На относительно более низком уровне развития языка в нем имеются многие слова для обозначения предметов и явлений, которые в современных языках обозначаются одним словом [6].
Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внутренней речью называют языковое оформление мысли без ее высказывания, устного или письменного. Внешняя речь – это процесс речевой деятельности, включающей различные механизмы кодирования и декодирования информации. Внешняя речь – это то, что мы произносим, слышим, пишем, читаем [2].
Семантический план – лишь один из многих планов внутренней речи.
Важнейшее значение в плане научного исследования проблемы внутренней речи имеют труды Л.С. Выготского. Внутренняя речь, по Л.С. Выготскому, «есть особое по психологической природе образование, особый вид речевой деятельности, имеющий совершенно специфические особенности и состоящий в сложном отношении к другим видам речевой деятельности». [3].
Различают экспрессивную и импрессивную речь.
Экспрессивная (моторная) речь - это речь, произносимая вслух. Это внешняя речь.
Импрессивная (сенсорная) речь - или процесс понимания речевого высказывания (устного или письменного) — начинается с восприятия речевого сообщения (слухового или зрительного), затем проходит стадию декодирования сообщения (т. е. выделения информативных моментов) и наконец завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением со смысловыми семантическими структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием). Это внутренняя речь.
Внутренняя речь имеет иное психологическое строение, характеризуясь большей свернутостью, предикативностью и недоступностью для прямого наблюдения (А. Р. Лурия) [5].
Без импрессивной речи не существует экспрессивная речь [9].
В работах В. Р. Лурия и Ф. Я. Юдович изучалось влияние речи на развитие всех психических процессов и формирование практической и игровой деятельности ребенка. В работе показано, что овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребенка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти воображения, мышления и действия [8].
По мнению Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, у старших дошкольников с недоразвитием речи словесно-логическое мышление отстает, у них возникают затруднения с операциями анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Эти затруднения во многом определяются недоразвитием обобщающей функции речи и обычно успешно компенсируются по мере коррекции [7].
У неговорящих детей 4 года жизни чаще всего обнаруживается алалия, так как именно это речевое нарушение возникает в доречевой период развития ребенка.
Алали́я (от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и λαλιά — речь) — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма [10].
В строгом смысле слова алалия — полное отсутствие или достаточно выраженная дефицитарность речи (продуцирования речи или ее восприятия), не обусловленные дефектами интеллекта и слуха. Принятому разделению алалии на моторную и сенсорную в МКБ-10 соответствуют расстройства экспрессивной (F80.1) и рецептивной речи (F80.2) [11].
Системный характер алалии означает, что при ней страдает не какая-либо одна, а практически все стороны речи - и фонетико-фонематическая, и лексико-грамматическая, и синтаксическая. Это вытекает из системного строения самой речевой функции и системного соотношения ее частей. Отнесенность патологии к уровню коры свидетельствует о том, что в патологический процесс вовлечены элементарные, мышечно-двигательные или чувствительные, а высшие отделы ЦНС, тесно связанные с мышлением [12].
Один из сложных и еще недостаточно изученных вопросов логопедии – сенсорная алалия.
В раннем развитии детей с сенсорной алалией отмечается более позднее, по сравнению с нормой, развитие локомоторных функций: дети начинают ходить позже возрастной нормы, моторика рук длительное время остается недостаточно дифференцированной, артикуляционная моторика — вялой. У детей с алалией отмечаются нарушения орального и пальцевого стереогноза [16].
При сенсорной алалии можно наблюдать активное стремление к речевому общению, хотя эта тенденция может сочетаться с раздражительностью, эмоциональной лабильностью и часто с острой эмоциональной реакцией на ситуацию непонимания окружающими речи ребенка. [13].
Анализируя имеющуюся у всех детей с алалией подчас довольно выраженную недостаточность мышления, понимания речи, памяти, представлений и других познавательных процессов, Р. Е. Левина показывает, что эти нарушения закономерно носят характер вторичной задержки развития. [14].
Основным симптомом сенсорной алалии является нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. [15].
Большую роль для детей с сенсорной алалией играет ситуация. Дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. Их затрудняет понимание смысла слов при изменении форм и порядка слов, не воспринимается ими смысл грамматических конструкций. [17].
У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания становится невозможной или грубо искажается и собственная речь. [18].
Дети с сенсорной алалией пользуются для общения жестами, мимикой. [19].
Известно, что предметно-пространственная развивающая среда в группе детского сада создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребенка сферах жизни и позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.
Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий [22].
Диагностику и коррекцию смысловой стороны речи я проводила в МДОУ №10 комбинированного вида и в МДОУ №14 компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта г.Еманжелинска, Челябинской области.
В ходе обследования было выявлено 2 ребенка возраста 3 и 4 года с диагнозом ОНР II ур., сенсорная алалия.
Для развития импрессивной стороны речи у неговорящих детей 4 года жизни я предложила игры и рекомендации Датешидзе Т.А. и игры Е.А.Стребелевой. Эти игры и рекомендации были предложены работникам детского сада, работающими с детьми экспериментальной группы. Были оформлены памятки для воспитателей, дефектологов, проведена консультация.
Кроме того, были даны практические рекомендации по развитию импрессивной речи у детей с сенсорной алалией: взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из двух-четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога.
Усвоение слов пассивного словаря осуществляется через проведение различных игр: «Поручения», «Делай, что я сказала» и др.
Эффективным приемом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (величину, цвет, конфигурацию), являются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в соответствии с заданным качеством: «Грибки», «Яблонька», «Умный пальчик» и др.
Для усвоения слов с противоположными качествами хорошо использовать рисование предметов с противоположными качествами. [20].
Хорошо влияют на развитие смысловой стороны речи следующие игры: «Покажи игрушку», «Покажи картинку», «Спрячь игрушку», «Найди картинку» и др. [21].
Существует множество других способов развития пассивного словаря ребенка, испытывающего затруднения в речевом развитии, но главным является речь педагога, окружающих детей, взрослых. Она должна быть правильной по форме, богатой лексически, предельно эмоциональной, выразительной, насыщенной прибаутками, потешками; в то же время простой, не загроможденной лишними словами [20].
Данные игры предлагалось проводить с детьми контрольной группы 2 раза в неделю. Данные рекомендации по общению с этими детьми носили каждодневный характер.
Контрольный эксперимент показал значительный скачок в развитии экспрессивной речи у детей, принимающих участие в данной работе.
Список используемой литературы:
1. Толковый словарь С.И. Ожегова [Электронное издание] / http://ozhegov.textologia.ru/ ;
2. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация [Текст] / Под ред. О.Я. Гойхмана, Т.М. Надеина - учебник для вузов / М.: ИНФРА-М, 2001 г. – 125 с. ;
3. Глухов В.П. Основы психолингвистики [Текст]/В.П. Глухов - учеб. пособие для студентов педвузов/ М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с. ;
4. Мясищев В.Н. Основы общей и медицинской психологии [Текст] /В.Н. Мясищев – учебник / Л.: Медицина, 1968 г. – 156 с. ;
5. Лурия А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия – М.:Просвещение, 1998 г. – 200 с. ;
6. Правдина О.В. Логопедия. [Текст] / О.В. Правдина - Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. / М.: АРКТИ, 1997 г. – 360 с. ;
7. Лалаева Р.И. Логопатопсихология [Текст] / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская - учеб. пособие для студентов / М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – 480 с. ;
8. Бородич А.М., Методика развития речи детей. [Текст] / А.М. Бородич - учебник - М.: АРКТИ, 1986 г. – 160 с. ;
9. Калягин В.А. Логопсихология [Текст]/ В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова - учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.: Академия, 2006. — 320 с. ;
10.Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст]/ Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 г. —400 с. ;
11. Беккер К. П. Логопедия [Текст] / К.П. Беккер, М.С. Совак – учебник / Пер. с нем. — М.: Медицина, 1981. — 288 с. ;
12. Поваляева М.А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Паваляева – учебник / М.: Прогресс, 1965 г. – 205 с. ;
13. Основы логопедической работы [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой - учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1995 г. – 480 с. ;
14. Власенко И.Т. Проблемы изучения познавательной деятельности детей с алалией [Текст] / И. Т. Власенко – учебник / М.: Просвещение, 1990 г. – 167 с. ;
15. Битова А.Л. Сенсорная алалия. Пути преодоления [Текст] / А.Л. Битова, Е.Н. Сафронова - Конгресс по детской психиатрии. Материалы конгресса. 25-28 сентября 2001 г. / М.: РОСИНЭКС. – 2001 г. – 308 с. ;
16. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии [Текст] / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева - учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2002 г. - 259 с. ;
17. Орфинская В. К. Об уровнях речевого расстройства при афазии и алалии [Текст] / В.К. Орфинская - Материалы конференции по дефектологии. Герценовские чтения / Л.:КАРО, 1970 г. – 206 с. ;
18. Филичева Т.Б., Основы логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина - Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / М.: Просвещение, 1989 г.—223 с. ;
19. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской - учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 г. — 680 с. ;
20. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития [Текст] / Т.А. Датешидзе – учебник / М.: Просвещение, 1982. - 164 с. ;
21. Стребелава Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова - метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / М. : Просвещение, 2004 г. — 164 с. + Прил. (268. с. ил.) ;
22. Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада [Текст] / Н.В. Нищева – учебник / Л.:КАРО, 1985 г. – 218 с.
авторизуйтесь