Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Речь ребенка развивается постепенно, при этом некоторые родители предпочитают оставить все, как есть, т.е. они полагают, что ребенок заговорит тогда, когда «придет время». Другие же родители хотят, чтобы ребенок начал разговаривать как можно раньше, поэтому они предпринимают различные попытки по формированию связной речи у ребенка.
При этом сложно выделить какой-то определенный период, на протяжении которого можно усиленно заниматься развитием детской речи и это обязательно должно принести свои плоды. Важно понимать, что это достаточно длительный процесс и у каждого ребенка он занимается определенный промежуток времени.
Одно можно сказать точно – помогать в развитии связной речи нужно как можно раньше. Делать это можно буквально с первых дней жизни, читая с ребенком сказки, вслух произнося названия предметов, которые вы берете в руки и т.д. Постепенно ребенок запоминает их и пытается повторить знакомые ему слова, расширяя тем самым свой словарный запас. Это начальный этап формирования связной речи, который очень важен, поэтому не нужно думать, что заниматься с ребенком нужно только с 1,5-2 лет.
Основные факторы, которые влияют на развитие речи
Существует ряд факторов, которые в той или иной степени влияют на развитие речи ребенка.
1) Анатомические особенности – это строение и функционирование органов речевого аппарата, а также правильное дыхание.
После рождения ребенка он обязательно должен быть осмотрен неонатологом и педиатром, а в течение первого года – еще и неврологом, стоматологом и другими специалистами. Это ранняя диагностика, направленная на выявление врожденных патологий, а также определение возможных факторов, которые могут привести к развитию заболеваний.
На этом этапе устранить возможные дефекты, вроде короткой уздечки языка, намного проще, при этом ребенок не теряет важное время и может развиваться комплексно, согласно нормам.
2) Связь мелкой моторики и речевых центров головного мозга. Эта связь научно доказана, поэтому через тактильные ощущения и занятия мелкой моторикой, вы активируете речевые центры.
В логопедической практике используются различные упражнения, пальчиковые игры и гимнастика, которые положительно влияют на мелкую моторику. В частности, хорошо помогает игра с мелкими предметами, крупами, бусинами, которые нужно нанизывать на нитку, складывать в мешочек и т.д.
3) Эмоциональная составляющая – здесь мы, в первую очередь, имеем в виду связь ребенка с его родителями.
Но дополнительным плюсом будет, если круг родственников ребенка будет значительно шире: бабушка и дедушка, братья, сестры и т.д. Чем больше будет людей вокруг него, тем активнее он будет пытаться вступать в диалог (подмигивать, агукать, пытаться что-то сказать).
4) Социальный компонент. Первое средство коммуникации ребенка и его родителей – это крик, т.е. с его помощью он выражает свои эмоции и желания, демонстрирует, что ему холодно, что ему что-то нужно и т.д. Затем, когда он видит лица знакомых ему людей, то он начинает улыбаться, всячески обращать на себя внимание. Поэтому родителям важно поддерживать такую эмоциональность, выражать свою радость, восхищение и т.д.
При этом важно отметить, что если у одного из родителей есть какие-то речевые дефекты, то это может передаться их ребенку. В частности, если кто-то из них заикается или картавит, то ребенок может начать копировать такое поведение, подражая маме или папе.
Как формируется речь с рождения и до 3 лет?
Возраст от 0 до 3 лет – это самый важный период в становлении речи у ребенка. Если на этом этапе будет что-то упущено, то в дальнейшем пробелы придется наверстывать, при этом усилий придется прикладывать в 2 раза больше.
Нормальное развитие речи по месяцам выглядит следующим образом:
- 0-2 месяца – в это время ребенок кричит и плачет, т.е. это его единственные инструменты коммуникации, с помощью которых он говорит о своих физиологических желаниях и потребностях.
- 2-3 месяца – этап гуления. Ребенок произносит отдельные звуки («а», «у», иногда в сочетание с «г»).
- 3-6 месяцев – лепет. Ребенок лепечет, издает звуки при общении с другими. Он реагирует на окружающие звуки. На этом этапе он уже узнает свое имя и реагирует на него.
- 6 месяцев – появляются первые слоги. В его обиходе чаще используются те слоги, которые ему проще произносить («ма», «ба»).
- 7-9 месяцев – возникают простейшие комбинации слогов: ма-ма-ма, па-па-па и т.д.
- 9-11 месяцев – начинается подражание звуков. Ребенок начинает имитировать звуки речи взрослых, понимать слово «нет».
- 11-13 месяцев – появляются первые простые слова: мама, папа, баба и т.д.
- 12 месяцев – ребенок активно интересуется речью окружающих, пытается комбинировать звуки в собственной речи. Использует жесты и звуки для выражения своих эмоций.
В возрасте 1,5 лет ребенок уже может повторять часто слышимые слова. Его словарный запас постепенно увеличивается, он может отвечать жестами или словами на простые группы вопросов.
В 2 года свободно соединяет простые слова в предложения: «Мама, дай», «Где киса?». Ребенок понимает простые инструкции, правильно держит книжку, «читает» ее своим игрушкам.
В 3 года предложения состоят уже из 3 и более слов. У него есть понимание размера, он различает все основные цвета. В большинстве случаев дети в этом возрасте в состоянии высказываться по любому поводу (естественно, на своем уровне). Но некоторые проблемы с произношением трудных звуков могут сохраняться, что считается нормой (до 4,5-5 лет).
Как быстрее развить речь у ребенка: основные способы
Ниже мы приведем несколько действенных способов, которые позволят быстро развить у ребенка речь, чтобы он стал говорить, как можно раньше. Конечно, все зависит от индивидуальных особенностей, но эти рекомендации в любом случае окажутся полезными.
Давайте ребенку больше информации об окружающем мире
Ребенок должен понимать свои ощущения от контактов с окружающей средой: мамиными руками, ее прикосновениями, массажем, взаимодействием с игрушками разных форм и фактур.
Давайте ребенку больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки природы, музыка, шум улицы из окна, шум от домашних бытовых приборов, звуки родной речи и т.д. Обычная прогулка во дворе сможет дать такой объем информации и почвы для разговора, который не сможет дать ни один планшет или телевизор.
Уберите все, что может мешать
Уже научно доказано, что дети, которые дольше обычного приучены к пустышке, начинают разговаривать позже. Помимо этого, соска может привести к неправильному развитию органов артикуляционного аппарата. Кроме того, возможно развитие неправильного прикуса, что также негативно сказывается на правильном звукопроизношении.
Стимулируйте мелкую моторику
Стимулируя детские пальцы, вы одновременно развиваете речевые центры головного мозга, т.е. ребенок сможет быстрее заговорить. Такие простые действия, как собирание круп, рисование пальцами по рассыпанной гречке или рису, нанизывание бусин и пуговиц на нитку – все это положительно влияет на развитие ребенка.
К таким простым занятиям относятся и детские потешки: «Пальчик-пальчик, где ты был?», «Сорока-ворона» и т.д.
Читайте книги
Чтобы речь развивалась, ребенку обязательно нужно читать книги. Естественно, они должны соответствовать его возрасту, при этом содержали достаточно количество картинок. Время от времени следует делать акцент на иллюстрациях, показывая пальцем на них и говоря, что там изображено.
Больше разговаривайте
Дети в определенном возрасте начинают подражать за взрослыми, поэтому не лишним будет воспользоваться этим. Повторяйте простые слова: мама, папа, баба, дядя и т.д. В этом случае чем проще слова, тем лучше эффект.
Дыхательные и артикуляционные упражнения
Можно практиковать простые упражнения, которые вполне доступны для использования в домашних условиях:
Дуем на кусочки ваты, кусочки нарезанной бумаги, пускаем пузыри через трубочку в воду.
Задуваем свечки (обязательно под присмотром взрослого).
Пускаем кораблики по воде (можно дуть на бумажные кораблики в обычной ванне).
Сдуваем с поверхности стола различные легкие предметы: листья, ватные шарики и т.д.
Развиваем артикуляционные мышцы: надуваем щеки, цокаем языком, облизываем губы, показываем зубы и т.д.
Играйте в игры на развитие речи
Игровая форма занятий – это лучшее, что можно придумать на данном этапе. К примеру, можно сыграть в следующую игру: кто дольше протянет определенный звук, тот и выиграл. Понятно, что перед вами не стоит задача победить, поэтому поддавайтесь ребенку, чтобы он почувствовал уверенность в себе.
Никаких упрощений
Ваша речь с ребенком должна быть взрослой, поэтому никаких сюсюканий и детской речи. Не надо говорить «бибика» вместо «машина» и т.д. Если ребенок не будет слышать от вас подобных слов, то и в его речи они попросту не возникнут.
При этом старайтесь стимулировать его к разговору. Если он по привычке использует язык жестов, показывая пальцем на что-то, то делайте вид, что не понимаете этого. Можно задать ему наводящие вопросы, что именно он хочет, т.е. пусть он скажет это словами.
Это часть возможных рекомендаций, которые можно посоветовать родителям, которые хотят, чтобы их дети начала разговаривать как можно быстрее. Но вы должны понимать, что важно соизмерять нагрузку и относится адекватно к своему ребенку. В частности, одна из самых распространенных ошибок – это слишком заниженные и, напротив, завышенные ожидания по отношению к ребенку. В первом случае от него особо ничего не требуют и, соответственно, никакого развития нет, а во втором оказывается серьезное давление («Скажи!», «Повтори!»), что может привести к подавлению его личности и желаний. Всегда важно тонко чувствовать этот момент, чтобы в своих стремлениях получить «идеального ребенка», не переступить грань.
авторизуйтесь