Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Звук [З] при нормальном развитии ребенка появляется в 3-4 года. До этого момента он может отсутствовать в речи (например, «*амок», «*еленый»), заменяться другими звуками, либо иметь межзубное произношение. [З] появляется только после того, как у ребенка закрепится звук [С].
Автоматизация звука З у детей дошкольного возраста представляет собой закрепление правильных движений артикуляционного аппарата при произношении. Чтобы его автоматизировать, первоначально нужно научиться произносить его изолировано, т.е. отдельно от остальных. Работа над автоматизацией ведется от простого к сложному, т.е. как только ребенок научиться справляться с одним типом упражнений, нужно переходить к более сложным заданиям.
Как мы произносим [З]?
При произношении [З]:
- губы не напрягаются, они слегка растянуты в улыбку;
- зубы сближены на 1-2 мм, нижние и верхние резцы обнажены;
- кончик языка упирается в основание нижних резцов (кончик языка широкий);
- по всей середине языка образуется желобок, по которому идет воздушная струя, образующая свистящий шум;
- боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних зубов (тем самым закрывается проход струи воздуха по бокам);
- воздух проходит вдоль языка, образовывая глухой С (при артикуляции З добавляется голос, без которого его звучание невозможно).
Автоматизация звука З в слогах
Автоматизация [З] в прямых слогах:
- ЗА – ЗА – ЗА – ЗА – ЗА.
- ЗО – ЗО – ЗО – ЗО – ЗО.
- ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ.
- ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ.
Есть упражнение «Дорожки» («По дорожке пробежали, звуки правильно назвали»). Задача – произнести их непрерывно, длительно (З-З-З-З-З-З-А-А-А-А-А, З-З-З-З-З-З-З-У-У-У-У-У), одновременно проводя указательным пальцем по «дорожкам».
В интервокальных слогах:
- ОЗА – ОЗО – ОЗУ – ОЗУ.
- АЗА – АЗО – АЗУ – АЗЫ.
- УЗА – УЗО – УЗУ – УЗЫ.
Со стечением согласных:
- ЗВА – ЗВО – ЗВУ – ЗВЫ.
- ЗДА – ЗДО – ЗДУ – ЗДЫ.
- ЗНА – ЗДО – ЗДУ – ЗДЫ.
Автоматизация звука З в словах
Автоматизация [З] в словах начинается после того, как ребенок научится четко произносить его изолировано и прошёл этап автоматизации звука в слогах. Логопед называет слова, выделяя голосом автоматизируемый звук. Слова нужно произносить без спешки, четко их проговаривая. Можно повторять их по 2-3 раза.
Автоматизация [З] в начале слова:
- зал, завал, задира;
- зарево, закат, засветло;
- заря, замок, загар, завод;
- затея, забор, заставка, застава;
- забава, загадка, заноза;
- зуд, зуб, зубок, зубы;
- зоб, зов, зонт, зол.
В середине слова:
- ваза, база, роза, коза;
- базар, береза, польза, фазан;
- глаза, пазуха, газон, узор;
- козырек, музыка, пузырек, называть;
- блуза, Лиза, гроза, дереза;
- казак, мозоль, позолота, доза.
Автоматизация звука З в предложениях
Автоматизация [З] в предложениях, состоящих из нескольких слов:
- «Звучание флейты – замечательное». «Зоя учит азбуку». «На газоне незабудки». «Зоин папа – музыкант» (из трех слов).
- «В заборе застрял зайка». «Зоя помазала порез мазью». «Злата правильно расставила знаки». «Зоя знает много загадок» (из четырех слов).
- «Тетя Зоя звонит в звонок». «На машине издалека везут арбузы». «Зоя купила в магазине зонтик». «Фазаны пьют воду из таза». «С неба упала золотая звезда» (из пяти слов).
- «На вокзале поезда стоят в ожидании». «Мама загадывает Зое загадку о зайке». «На дворе коза, у козы глаза» (из шести слов).
Автоматизация звука З в стихах
Стихотворения пригодятся логопедам и родителям для домашних заданий, чтобы ускорить процесс автоматизации.
Их достаточно много, поэтому для примера приведем одно:
«Видишь, смотрят из гнезда
два молоденьких дрозда.
Клюв покажет первый дрозд,
а второй покажет хвост».
Автоматизация звука З в скороговорках
«Замок закрыт на замок.
У входа в замок – звонок.
Вековая пыль на звонке -
Замок сто лет на замке».
«На заре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берет,
Мордочку ежонку трет».
Следуйте советам логопеда
Закрепить правильное произношение звука в речи можно, если выполнять домашние задания логопеда со своим ребенком. Учитывайте, что малышу должно быть интересно, поэтому нужно использовать больше наглядных материалов: показывайте ему картинки, рисуйте слова со звуком [З], раскрашивайте его, используйте сюжетные картинки.
Этот речевой материал для логопеда позволяет понять специфику работы с детьми в развитии правильного произношения. Лучше всего коррекцию проводить в дошкольный период, придерживаясь последовательности – от простого к сложному (слоги – слова – словосочетания – предложения и т.д.). А также, если в речи ребёнка нет каких-либо звуков или же они дефектны по произношению, например, «Р», то материал для автоматизации звука З подбирается так, чтобы в словах не присутствовал данный звук (к примеру, УЗОР, ГРОЗА и т.п.).
|
1.16 МБ | |
|
118.5 КБ | |
|
118.5 КБ | |
|
99 КБ |
авторизуйтесь