Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Речь – это не врожденный навык человека. Ребенок постепенно осваивает родную речь, начиная с коммуникации в виде лепета, гуления, мимики и жестов, постепенно переходя к проговариванию первых слов в своей жизни. Но иногда этого момента приходится ждать достаточно долго и у многих родителей возникают опасения по поводу того, что ребенок не говорит.
Задержка речевого развития – это одна из самых актуальных проблем на сегодня, которая может быть следствием самых разных причин. Поэтому крайне важно знать, в какой период жизни дети должны уже начать произносить свои первые слова, и что делать, если этого не происходит.
В каком возрасте ребенок должен заговорить
С рождения ребенка единственным средством его коммуникации с матерью является плач, который становится более выразительным к первому году жизни. Любая мама понимает по нему, что именно нужно ее ребенку: сейчас ему холодно, он хочет есть, вечером – спать и т.д.
Со второго месяца начинается этап «гуления», с помощью которого ребенок реагирует на происходящее вокруг него. К 6 месяцам уже появляется лепет, т.е. он начинает произносить отдельные слогоподобные вокализации. В это время ребенок активно подражает родителям, стараясь повторять за ними слоги.
К первому году жизни его активный словарь в норме должен содержать 8-10 простых слов: «дай», «на», «мама», «папа», «кис-кис» и т.д. От 1 года до 3 лет происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов. К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д. Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). В 2 года он уже произносит порядка 200 слов, при этом ребенок уже в состоянии формулировать простые мысли и выражать свои просьбы.
Это речевое развитие считается нормой, но далеко не у всех детей все идет по такому сценарию. Речь развивается в нормальном темпе только в том случае, если родители занимаются с ребенком, постоянно разговаривают с ним, читают с ним вместе сказки и т.д. Если же ребенок лишен этого и он остается один на один с гаджетом, то есть вероятность того, что говорить он начнет позже.
Таким образом, если в 2,5-3 года у ребенка полностью отсутствует фразовая речь (либо он произносит какие-то единичные простые слова), то это является серьезным поводом для беспокойства и обращения к специалисту.
Почему ребенок не разговаривает
Задержка в формировании речи обусловлена двумя группами факторов:
- Неправильные социальные условия воспитания и педагогические ошибки. Здесь идет речь о неправильных методах воспитания в детском учреждении, либо в самой семье. Излишняя гиперопека приводит к тому, что у ребенка элементарно не возникает необходимости говорить, потому что все его желания и просьбы так или иначе реализуются, т.е. окружающие делают так, как он хочет, при этом максимально быстро. Полярная ситуация с педагогической запущенностью, когда с ребенком не занимаются и не разговаривают, то речь у него также не развивается, потому что ему элементарно не с кем поговорить.
- Недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка. Это более тяжелый случай, потому что требуется коррекция речевой патологии с привлечением дополнительных (помимо логопеда) специалистов: детского психолога, невролога, сурдолога или сурдопедагога.
Существуют и другие возможные причины того, почему ребенок мало или вообще не говорит. Если отбросить анатомические причины (недоразвитие органов артикуляционного аппарата, проблемы со слухом), то можно выделить следующие факторы:
- Речевой негативизм у ребенка. Если родители проявляют излишнюю настойчивость в своих попытках «разговорить» ребенка («повтори», «скажи»), то это может вызвать у него отрицание. В результате ребенок отказывается говорить не только по приказу, но и в повседневной жизни.
- Неблагоприятная психологическая обстановка. Дети, как и взрослые, подвержены стрессу, поэтому отсутствие речи может быть следствием сильного испуга или даже ссор родителей (особенно в том случае, если они происходят на регулярной основе).
- Билингвизм в семье. Если ребенок с раннего возраста слышит речь на двух разных языках, то ему требуется дополнительное время, чтобы отделить один язык от другого. Естественно, в таких условиях он может заговорить несколько позже.
Что нужно делать
Чтобы речевое развитие ребенка соответствовало норме, важно начинать заниматься с ним как можно раньше. С первых месяцев жизни важно разговаривать с ним, читать ему сказки и петь колыбельные. Во время занятий домашними делами, можно посадить ребенка в комнате с собой и вслух проговаривать то, что вы делаете.
Наиболее активный период становления речевой функции – от 1,5 до 5 лет, поэтому в это время необходимо наиболее активно участвовать в речевом развитии. Основной совет, который можно услышать – это больше разговаривать с ребенком, но важно делать это правильно.
Вот несколько основных рекомендаций:
- Разговаривать нужно своим обычным тембром, который знаком ребенку еще с тех пор, когда он находился в утробе.
- Важно разговаривать нормально, не «подделываясь» под детскую речь. Нельзя искажать слова, использовать вместо общепринятых слов звукоподражания и «детские» слова («бибика», «ляля», «бай-бай»), а также сюсюкать.
- Негативное влияние на речь оказывает употребление взрослыми слов с ласкательными или уменьшительными суффиксами. Разговаривать с ребенком нужно обычными словами, которые вы употребляете в повседневной жизни.
- Если ребенок произносит какие-то слова неправильно, то не нужно критиковать его или смеяться. Когда процесс формирования речевого аппарата еще не закончен, вообще не следует требовать правильного звукопроизношения от ребенка.
Что способствует скорейшему развитию речи
Научно доказано, что на кончиках пальцев расположены активные точки, которые связаны с речевыми центрами головного мозга. По этой причине крайне важно развитие мелкой моторики с помощью соответствующих упражнений:
- Перебирание крупных бусин, нанизывание их на нитку. Игры с пирамидками и конструкторами также хорошо развивают мелкую моторику.
- Застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков.
- Можно делать ребенку массаж с помощью мячика-ежика.
- Можно дать ребенка бумагу и сказать ему, чтобы он рвал ее на мелкие кусочки.
Чтобы не допустить задержки речевого развития, важно своевременно отучать ребенка от пустышки, от которой нужно полностью отказаться после двух лет. Это позволит сохранить правильный прикус и избежать проблем с речью.
Аналогичная ситуация с сосанием пальцев. Дело в том, что во время этого действия ребенок ощущает чувство успокоения, но по мере взросления ему необходимо познавать окружающим мир, быть более активным. Если он не избавиться от этих привычек, то он как бы автоматически возвращает себя в грудничковый период, что мешает ему нормально развиваться.
Отсутствие речи до определенного времени является показателем нормы. Помните, что все дети индивидуальны, и если ребенок пока еще не начал говорить, то это необязательно является признаком задержки речевого развития. Важно проявить терпение и продолжать заниматься с ним: разговаривать, спокойно и четко произнося слова, петь ему песни и потешки, читать сказки. Если же опасения все-таки присутствуют, то можно обратиться за консультацией к логопеду, неврологу или детскому психологу.
|
21.03 КБ | |
|
22.36 КБ | |
|
18.23 КБ |
авторизуйтесь