Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Б. Спинозой в XVII веке прошлого столетия было сделано предположение о том, что живой человек представляет собой венец развития природы. Согласно его философской трактовке, человек – это инструмент, а природа является движущей силой, используя человека для превращения себя в более совершенные формы. Он определил, что мышление (свойство души) и движение (свойство тела) – это те свойства, которые характерны для человеческой души и мыслящего тела. Фактически, это не разделенные явления, а единство физического движения и движения мышления.
На основе этой трактовки отечественный физиолог И. М. Сеченов ввел понятие «психомоторики». Он предположил, что потребности человека предопределяют возникновение желаний (мысли), которые и побуждают тело к действию.
Психомоторика человека является сложной функциональной системой, состоящей из сенсорной, моторной и когнитивно-мыслительной подсистем управления двигательной деятельностью (В.П.Озеров, 2002). Психомоторика – это совокупность сознательно управляемых двигательных действий. При этом многими исследователями был сделан вывод о том, что недостатки двигательной активности оказывают негативное влияние интеллектуальную деятельность, состояние моторики (общей и мелкой), что приводит к сложностям в освоении школьной программы.
Основные особенности психомоторики
Психомоторика рассматривает двигательный акт как ответную реакцию на сенсорный сигнал. Выделяют несколько видов реакций:
- Простая (мгновенный ответ привычным движением на неожиданно появившийся, но знакомый сигнал).
- Сложная (ответное действие создается при выборе его из нескольких возможных вариантов).
- Сенсомоторная координация (сложные движения в ответ на меняющееся сенсомоторное поле).
Выделяют 2 основных типа психомоторных процессов: идеомоторные и сенсоречевые.
- Идеомоторные процессы проявляются в том, что представление о предстоящем движении вызывает едва заметное движение органов тела (головы, глаз и т.д.). Сами движения могут носить непроизвольный характер, т.е. человек может совершать их не обдуманно, а рефлекторно.
- Сенсоречевая реакция предполагает, что в ответ на действие раздражителя происходит речевое действие. Данная реакция имеет определенное значение в разного рода профессиях: для операторов при считывании показаний с приборов, для руководителей при отдаче указаний и распоряжений.
Важные аспекты проблемы
Развитие психомоторики особенно важно в младшем школьном возрасте. В этот период происходит формирование личности ребенка, он осваивает правильные навыки коммуникации.
На первых этапах жизни ребенка именно двигательная активность играет наибольшую роль в развитии психомоторики. Любое движение (осознанное или неосознанное) представляет собой опыт для человека. Оно сопровождается ощущениями, которые исходят от окружающих предметов, а также от ощущения собственных мышц, которые участвуют в движении. Соответственно, есть прямая связь между двигательной и познавательной сферой и если у ребенка есть задержка в развитии двигательной сферы, то становление высшей нервной деятельности так же запаздывает.
Движение способствует:
- речевому развитию;
- повышению умственной работоспособности;
- формированию произвольных действий и движений, которые лежат в основе двигательного поведения человека.
Без движения ребенок попросту не вырастит здоровым. По мнению врачей, двигательная активность является хорошим профилактическим средством при заболеваниях дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой системы.
Двигательная активность также способствует комплексному формированию личности ребенка. Ребенок познает таким образом окружающий мир, учится взаимодействовать в нем. В движениях просматриваются первые личностные качества, которые в дальнейшем будет формироваться и развиваться.
Игра – это основной вид деятельности детей в раннем возрасте, при этом игра напрямую связана с активными движения. Можно смело сказать, что через игру у ребенка развиваются высшие психические функции. Отсутствие необходимых условий для развития двигательной сферы приводит к возникновению стереотипных актов движения: сосание пальцев, раскачивание тела из стороны в стороны. Если не проводить работу с ребенком, то такая стереотипность движений войдет в привычку.
Оценка уровня развития психомоторики
Уровень развития психомоторики может стать объективным критерием отставания, выявления легких отклонений в развитии и сложностей обучения в дальнейшем.
Оценка уровня психомоторного развития предполагает оценку социальной адаптации ребенка, развитие его речи, эмоциональной сферы, оценку общей и мелкой моторики.
Уровень развития психомоторики у детей младшего возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Связано это со скоростью психоэмоционального и физического развития в дошкольном возрасте, а также замедлением этих темпов в более взрослый период.
Оценка уровня психомоторного развития проводится:
- На первом году жизни – каждый месяц.
- С 1 до 2 лет – каждые три месяца.
- С 2 до 6 лет – каждый год.
По результатам этой оценки выявляется либо соответствие уровня развития текущему возрасту, либо отставание или опережение развития.
Что указывает на задержку развития психомоторики?
Задержка психомоторного развития у детей проявляется следующими признаками:
- отказ от груди или вялое сосание;
- низкий уровень подвижности;
- низкая реакция на световые и звуковые раздражители;
- нет реакции на родителей;
- отсутствие эмоциональности, интереса к игровой деятельности;
- задержка речевого развития;
- нарушение координации.
Что можно сделать для психомоторного развития детей?
Психомоторика играет большую роль при познании и восприятии предметов с помощью осязания. Совместная работа двигательного и тактильного анализаторов обеспечивает информацию о форме и размерах предметов.
Рука – это основной орган осязания, поэтому будут полезны следующие занятия:
- рисование пальцами, бумажной «кисточкой»;
- лепка из пластилина, глины;
- собирание пазлов;
- оригами;
- игры с конструктором;
- сортировка мелких пуговиц, камушков, бусинок и т.д.
Не нужно забывать и о самомассаже рук и пальчиковой гимнастике.
Логопеды и психологи используют различные приемы стимуляции речевой активности и навыков межличностного общения. Воздействие оказывается на слуховые, зрительные и тактильные анализаторы, т.к. они имеют связь с двигательным, речевым и другими центрами ЦНС.
Для активации эмоционально-волевой сферы используются:
- арт-терапия;
- сказко-терапия;
- игровая терапия.
Коррекционная программа строится с учетом особенностей эмоциональной и познавательной деятельности детей. Работа предполагает организацию предметно-практической, музыкально-ритмической деятельности, конструирования, а также различных игр и упражнений.
авторизуйтесь