Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Формирование правильного звукопроизношения происходит у детей постепенно. В возрасте до 4,5 лет неправильное произношение отдельных категорий звуков (включая шипящие) считается нормой, но если проблема сохраняется после этого возраста, то это является серьезным поводом для беспокойства и обращения к логопеду. Если игнорировать эту проблему, то неправильное звукопроизношение может остаться с ребенком не только в школе, но и во взрослой жизни.
Неправильное произношение шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ) – это достаточно распространенное явление среди детей. Звук Ш является базовым в этой группе, поэтому его постановка является первостепенной задачей.
Причины неправильного звукопроизношения шипящих
Неправильное звукопроизношение выражается в том, что ребенок не может правильно выговаривать шипящие звуки, пропускает их, либо присутствует замена («масына» вместо машина).
К основным причинам неправильного звукопроизношения относятся:
- Особенности физиологии: высокое нёбо, короткая уздечка языка, неправильный прикус, недостаточная подвижность артикуляционного аппарата.
- Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия.
- Родители не отучают ребенка от соски. Они дают пустышку в тот период, когда происходит активное становление речи. Кстати, пристрастие к соске негативно сказывается на формировании прикуса и, как следствие этого, страдает звукопроизношение.
- Родители разговаривают с ребенком на «детском» языке, сюсюкают, думая, что так ему будет понятнее.
- Постоянная критика со стороны родителей и требования говорить четко. При этом они не объясняются ребенку, как надо это делать правильно.
- Нарушения слуха, которые были не замечены в раннем возрасте.
Как проверить правильность звукопроизношения в домашних условиях
Чтобы определить, какой из шипящих звуков ребенок не может выговорить, можно проверить произношение каждого из них по отдельности. Сначала нужно делать это изолированно, затем в слогах, словах и предложениях.
Вот несколько способов проверки:
- Необходимо предложить ребенку произнести звуки Ш, Ж, Ч, Щ отдельно, максимально четко и внятно. Можно воспользоваться игровой формой («пчелка зажужжала – жжжжж» и т.д.).
- Для проверки звука в слогах нужно дать ему задание на повторение слогов: жи-ши, ча-ща, чу-щу и т.д.
- Для следующего задания понадобятся наглядные материалы, где будут изображены животные или предметы, содержащие шипящие звуки (жираф, щука, шуба, лыжи и т.д.).
Артикуляционная гимнастика при неправильном произношении шипящих
Существует большое количество эффективных артикуляционных упражнений, которые являются хорошей базой при постановке правильного произношения шипящих звуков.
Вот несколько из этих упражнений:
- «Прячем конфету». Язык широкий, в расслабленном положении. Его нужно положить на нижнюю губу блинчиком. Далее на язык кладется небольшой кусочек зефира, и ребенок должен спрятать его языком, приклеив к верхнему нёбу. Все действия нужно проводить без спешки.
- «Грибок». Ребенок широко улыбается, показывая зубы, затем он должен присосать язык к нёбу. В этом положении нужно открыть рот настолько, насколько это возможно.
- «Желобок». Ребенок показывает широкий расслабленный язык, затем кладет его блинчиком на нижнюю губу (рот слегка приоткрыт). Далее край языка прижимается к боковым углам рта, сам язык немного сужается, образуя желобок.
Дыхательные упражнения
Суть дыхательной гимнастики сводится к подготовке артикуляционных органов к дальнейшей постановке шипящих.
Вот для примера несколько упражнений:
- «Забей в ворота». На столе находятся импровизированные ворота, в которые ребенок должен «забить», дуя на ватные шарики так, чтобы они оказались внутри ворот. Специалист должен следить за правильной артикуляцией ребенка.
- «Снежинки на носу». Ребенок должен сдуть ватный комочек со своего носа. Движения челюсти при этом должны быть правильными: широкая улыбка, язык на верхней губе.
- «Листья летят». Специфика упражнения аналогична, т.е. ребенок должен дуть на листья (можно заменить полосками из цветной бумаги).
Постановка шипящих звуков
Следующий этап – это постановка звуков. Существует несколько способов, которые оказываются эффективны.
Первый – это постановка по подражанию. Ребенок и логопед садятся перед большим зеркалом. Специалист должен проговаривать шипящий звук, соблюдая правильную артикуляцию, а задача ребенка – запоминать и повторять за ним.
Постановка шипящих от других звуков возможна только в том случае, если ребенок овладел ими. Существует несколько способов:
- От звука С. Произносится долгий С, фиксируя положение языка. С помощью логопедического зонда нужно приподнять кончик языка выше, придерживая его за верхними зубами, чтобы он задел альвеолы. Далее нужно выдохнуть воздух, сохранит данное положение языка. На выходе получится не свистящий, а шипящий звук.
- От звука Т. Медленно проговаривает данный звук с придыханием. Важно учить постепенно удлинять воздушную струю, не задевая языком бугорки на нёбе.
После постановки звуков можно переходить к автоматизации. Здесь схема стандартна, т.е. сначала проводится автоматизация шипящих в слогах, далее в словах, предложениях, чистоговорках и т.д. Желательно использовать побольше картинок, чтобы сохранить интерес ребенка к занятиям. Кстати, не нужно говорить ему: «Давай начнем заниматься». Вместо этого лучше использовать другую фразу: «Давай поиграем».
Точные сроки устранения неправильного звукопроизношения шипящих трудно назвать, потому что все зависит от конкретного случая, индивидуальных особенностей ребенка, а также степени вовлеченности родителей в коррекционный процесс. Главное вовремя обратиться за профессиональной помощью и не откладывать проблему на потом.
авторизуйтесь