Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Формирование звукопроизношения у детей протекает поэтапно. Есть такие звуки, которые могут произноситься искажённо до 4,5 лет – это показатель нормы, поэтому особо беспокоиться не стоит. К таким звукам относятся звуки позднего онтогенеза, они не сразу становятся по подражанию у детей: Ль, Л, Щ, Ч, Ш, Ж, Р, РЬ. В частности, звук Ш формируется примерно к 4-5 годам. Если же после этого возраста ребенок по-прежнему неправильно его произносит, то это серьезный повод для беспокойства и обращению к логопеду.
Постановка звука Ш – это базовый момент, потому что именно правильное произношение этого звука является почвой для освоения других шипящих звуков – Ж, Ч и Щ. Но его постановка очень важна и по другой причине. Если ребенок будет шепелявить в школе, то вполне вероятно, что он может стать жертвой насмешек, что крайне негативно скажется на его психоэмоциональном состоянии.
Виды нарушений произношения звука Ш
В логопедии выделяют несколько видов таких нарушений:
- Межзубный сигматизм. Кончик языка занимает положение между верхними и нижними зубами, поэтому получается шепелявое произношение. Объясняется это укороченной подъязычной связкой, затрудняющей подъем языка к нёбу; высокое и узкое твердое небо.
- Боковой сигматизм. Язык ложится ребром, и воздушная струя идет по его боковому краю. Появляется хлюпающий звук. Возможные причины искажения звука: слабость мышц одной половины языка; боковой открытый прикус.
- Носовой сигматизм. Для него характерно напряжение в задней спинке языковой мышцы, которая соприкасается с мягким небом. Получается гнусавое произношение, как при насморке.Причиной искажения звука в данном случае является излишнее напряжение задней части языка.
- Губно-зубной парасигматизм. При этом нарушении нижняя губа приближается к верхним зубам, в результате чего исходный звук заменяется на глухой звук Ф (вместо «шар» произносится «фар»). Возможные причины искажения звука: нарушение фонематического слуха; прогнатия (нарушение прикуса, при котором передние зубы верхней челюсти выступают далеко вперед), вялость мышц передней части языка.
- Призубный парасигматизм. Кончик языка упирается в режущие края нижних и верхних резцов (звук Ш заменяется на Т, Д). Возможные причины искажения звука: нарушение фонематического слуха или снижение физического слуха; закрытый прикус
Еще одним нарушением является смягченное произношение звука Ш, т.е. он больше похож на Щ.
В чем причины неправильного произношения?
Причинами неправильной артикуляции могут быть следующие факторы:
Аномальное строение подъязычной связки. Она может быть слишком короткой, поэтому не дотягиваться до мягкого неба.
- Слабость артикуляционного аппарата. Дефектное расположение и слабости органов ротовой полости могут привести к неправильному произношению. К распространенным проблемам относится кривой рост зубов, аномальный прикус и т.д.
- Дефектный речевой слух. Ребенок не различает схожие по звучанию слова, при этом он полагает, что говорит правильно.
- Дефектное речевое дыхание. Ребенок разговаривает слишком тихо, постоянно запинается, окончание фраз смазывается из-за недостаточного количества воздуха в легких.
- Длительное использование соски. Если родители слишком часто дают соску ребенку в раннем возрасте, когда у него формируется речь, то это может привести к неправильному прикусу и дефектному произношению шипящих, а также других групп звуков.
- Ребенок может копировать неправильное произношение. Некоторые родители намеренно коверкают свою речь, полагая, что так ребенку будет понятнее. Это в корне неверная стратегия, потому что для правильного развития речи ребенка важно, чтобы он опирался на правильное произношение своих родителей.
- Родители требуют от ребенка говорить внятно и правильно, но при этом сами не объясняют, как это делать (не демонстрируют, какое положение должны занимать органы артикуляции).
Артикуляционная гимнастика
Мышцы артикуляционных органов должны находиться в нормальном тонусе, поэтому важно практиковать соответствующие упражнения, которые входят в комплекс артикуляционной гимнастики. Они позволяют не только развить артикуляционные органы, но и выработать достаточную силу и длительность выдоха.
Вот несколько эффективных упражнений:
- «Широкий язычок». Губы в улыбке, рот приоткрыт. Ребенок должен показывать расслабленный язык. Далее нужно положить его на нижнюю губу «блинчиком», удерживая в таком положении пять секунд.
- «Грибок». Губы в широкой улыбке, зубы обнажены. Далее нужно присосать язык к мягкому небу. В таком положении необходимо открыть рот максимально широко.
- «Прячем конфету». Широкий и расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (как в упражнении «Широкий язычок»). На язык нужно положить небольшой кусочек зефира и сказать ребенку, чтобы он спрятал его, приклеив к небу за верхними резцами. При выполнении упражнения важно следить за тем, чтобы рот был открыт не слишком широко.
- «Чашечка». Боковые края и кончик языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. В образовавшуюся «чашечку» даже можно капнуть небольшое количество воды.
Дыхательная гимнастика
Правильное дыхание является не менее важным при произношении шипящих и других групп звуков. Для его развития выполняется ряд упражнений:
- «Воздушный футбол». На столе необходимо соорудить импровизированные ворота, в которые ребенок должен «забить» мяч, скатанный из кусочка ваты. Для этого нужно сложить губы трубочкой и дуть на шарик, при этом не надувая щеки.
- «Листья летят». Из разноцветной бумаги вырезаются листья. Ребенок должен дуть на них, стараясь, чтобы они поднимались вверх, т.е. образовывался своеобразный листопад.
- «Бабочка села на цветок». Из цветного картона вырезаются бабочки и цветы, после чего соединяются нитью. Задача та же – сдуть струей воздуха бабочку, которая «села» на цветок.
Способы постановки звука Ш
План постановки звука Ш предполагает несколько способов. Один из них – постановка по подражанию.
Логопед и ребенок садятся перед большим зеркалом, и специалист наглядно демонстрирует, какое положение должны занимать артикуляционные органы при произношении звука. Далее ребенок повторяет их. Язык поднимается к верхней губе и равномерно, с силой выдыхается воздух, при этом нужно контролировать струю тыльной стороной ладони.
После выхода воздушной струи из этого положения (язык у верхней губы), язык нужно перевести за верхние зубы к нёбу (рот при этом открыт). Губы округлены и вытянуты вперед, зубы сближаются на расстояние 1-2 см и делается выдох. Должен получиться звук Ш.
В логопедической практике используется несколько способов постановки Ш от других звуков:
- От звука С. Этот способ используется в том случае, если у ребенка отсутствуют дефекты функциональности речевого аппарата. Необходимо поднять язык к небу (он должен находиться за верхними зубами, задевая альвеолы), расслабленно проговаривая С. Затем воздух выпускается, при этом надо продолжать произношение звука. Струя воздуха должна идти без напряжения лицевых мышц и искажения мимики.
- От звука Т. Данный способ используется в том случае, если у ребенка наблюдается межзубный сигматизм. Звук Т произносится несколько раз с интервалом в 2-3 секунды. Далее дается установка: язык должен стучать не по зубам, а по альвеолам (бугоркам). Губы округлены и вытянуты вперед, язык при этом поднят к передней части нёба. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Делается переход от звука Т к звуку Ш: т-т-т-т-тшшшшш.
- От звука Р. Способ достаточно редкий, но мы все равно его рассмотрим. Рот открыт, проговаривается беззвучное Р. Вибрация останавливается черенком ложки, после чего образуется шипение. Чем дольше проводятся занятия, тем более автоматическим становится этот процесс, а использование ложки постепенно прекращается. Естественно, этот способ актуален только для тех детей, у кого нет проблем с произношением Р.
После постановки обязательно проводится автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях и т.д. Для этого хорошо подходят различные игры, вроде «Помоги мышке убежать от кошки». Ее суть заключается в том, что ребенку предлагается читать слоги и слова со звуком Ш, постепенно увеличивая скорость чтения и стараясь не сбиться. По мере ускорения чтения, мышка все быстрее убегает от кошки.
Статья проверена: Леонова Зоя Леонидовна
авторизуйтесь