Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Заикание представляет собой нарушение коммуникативной функции речи, когда запинки, повторение, растяжение звуков, слогов и слов сопровождается судорогами мышц артикуляционного аппарата.
Дети, страдающие этим нарушением, насильно повторяют слоги, прерывают произношение звуков, «проглатывают» слова. Чтобы скрыть свой дефект, труднопроизносимые слова часто заменяются словами-паразитами, что приводит к обеднению словарного запаса.
В зависимости от происхождения заикания, оно делится на 2 типа:
- Невротическое. Для него характерно только нарушение без каких-либо сопутствующих расстройств нервной системы. Если ребенок находится в спокойной обстановке, то он перестает заикаться.
- Неврозоподобное. Является следствием органического поражения мозга. Помимо заикания, данная форма сопровождается навязчивыми выкриками, нервным тиком и другими симптомами.
В основе нарушения лежит судорожное сокращение мышц языка, губ и гортани. Бывают тонические судороги (сонорные и гласные звуки растягиваются, появляются неестественные разрывы звуков внутри слога) и клонические судороги (навязчивое повторение одного и того же звука или слога). Встречается также смешанная форма, сочетающая в себя оба этих вида судорог.
Особенности возникновения заикания
Заикание встречается чаще всего у мальчиков, чем у девочек. Это обусловлено тем, что левое полушарие у девочек работает лучше, чем правое. Именно поэтому, они быстрее начинают разговаривать, при этом они легче преодолевают те речевые трудности, которые возникают в период с 2 до 4 лет.
Первая симптоматика заикания у детей возникает в период формирования фразовой речи – от 2 до 5 лет. Симптомы могут быть разного типа – повторения первых звуков, слогов, невозможность проговаривания слов. Если вы заметили, что у ребенка возникают трудности с началом фразы, у него сбивается дыхание во время разговора, либо он начинает повторять первые слоги или протягивать гласные звуки, то следует обратиться к логопеду за помощью.
Чем может быть вызвано заикание у ребенка
Заикание может носить врожденный и приобретенный характер. Если будущие родители будут знать причины врожденного заикания, то они смогут минимизировать вероятность возникновения этого нарушения.
Врожденные факторы проявляются у детей в возрасте до 5 лет:
- Тяжелое течение беременности, а также перенесенные матерью инфекционные заболевания.
- Асфиксия, гипоксия или травма плода во время родовой деятельности.
- Наследственная предрасположенность.
В случае этих причин, дети начинают заикаться сразу же, как только начинают говорить. В такой ситуации лечение будет непростым и очень длительным.
Приобретенные причины:
- Продолжительное пребывание ребенка в перевозбужденном состоянии. Именно поэтому, не рекомендуется водить детей до 6 лет на излишне зрелищные мероприятия.
- Сильный испуг или стрессовая ситуация. Испуг может быть единичным, но очень сильным, либо ежедневным (боязнь темноты, чтение на ночь сказок про страшную Бабу-ягу и т.д.).
- Неправильная речь родителей (нечеткое произношение, слишком быстрый темп речи и т.д.).
- Авторитарные методы воспитания в семье (постоянные придирки, несоразмерные вине наказания, упреки, навязывание ребенку воли родителей).
- Неблагоприятная ситуация внутри семьи. Развод родителей или постоянные ссоры, сопровождающиеся руганью и криком, негативно влияют на детскую психику.
- Если ребенка-левшу переучивают в правшу.
- Недостаточное внимание со стороны родителей, отсутствие их участия и помощи в период формирования речи ребенка.
- Подражание речи заикающихся людей (других детей или родителей).
- Осложнения после перенесенных в раннем возрасте инфекционных заболеваний: менингита, энцефалита и т.д.
- Раннее обучение иностранным языкам.
- Черепно-мозговые травмы.
С чего начать лечение
Первое, что должны сделать родители при возникновении первых симптомов заикания у ребенка – это обратиться за профессиональной помощью к неврологу, логопеду и психологу. Специалисты проведут ряд необходимых исследований, изучат анамнез (включая особенности течения беременности), при необходимости назначат медикаментозную терапию.
Важна консультация невролога, который назначит курс лечения, после чего можно начинать занятия с логопедом. Лечение заикания у дошкольников проводится комплексно, т.е. помимо логопедического воздействия, проводятся различные физиотерапевтические процедуры, направленные на укрепление организма.
Работа психолога или психотерапевта также не менее важна, ведь он помогает ребенку осознать свою проблему, чувствовать себя комфортно вне зависимости от ситуации, а также побороть внутренний страх, который мешает полноценному общению с другими детьми. Важно донести до малыша, что он ничем не отличается от своих сверстников. Занятия проводятся вместе с родителями, которые играют важную роль в преодолении проблемы.
Методики лечения заикания у детей
Есть ряд рекомендаций, которые помогут родителям на первых порах:
- Нужно перейти в семье на более медленный темп речи. Как правило, дети начинают достаточно быстро подрожать, поэтому уже через несколько недель в их речи встречается меньше запинок.
- Ни в коем случае нельзя ругать малыша за то, что он как-то неправильно говорит. Саму проблему заикания не нужно обсуждать в его присутствии.
- В первое время лучше ограничить общение. Нужно исключить походы в гости в первые два месяца.
- Можно давать ребенку какой-нибудь травяной сбор с успокаивающим эффектом.
- Анализ происходящего внутри семьи. Нужно внимательнее присмотреться к малышу и выявить те моменты, после которых он начинает заикаться. Это поможет определить провоцирующие факторы, чем вы значительно упростите работу специалиста.
- Режим покоя для ребенка. Лучше полностью исключить телевизор, снизить эмоциональную нагрузку на малыша. Вместо этого можно включать ему в плеере спокойные аудиосказки.
- Никаких выяснений отношений при ребенке. Он должен ощущать себя в спокойной и любящей обстановке.
- Не перегружайте малыша. Не нужно пытаться добиться от него, чтобы он учился выговаривать сложные слова, делал дополнительные задания. При этом нужно почаще его хвалить, вне зависимости от его успехов.
Занятия дома
Коррекция заикания всегда проводится совместно, т.е. принимает участие не только логопед, но и родители. Специалист составляет специальную программу, которая позволяет снять мышечное напряжение с речевого аппарата.
Помимо занятий с логопедом, их также нужно проводить дома. Полезны следующие занятия:
- Произносить гласные или слоги то тихо, то громко. Также нужно менять интонацию (грустно, с удивлением или восторгом).
- Надувание щек, раскачивание языком как маятником, вибрирование языком. Все эти действия способствуют развитию мышц.
- Различные сценки и другие занятия в игровой форме. Они помогут малышу почувствовать ритм при разговоре.
Дыхательные упражнения
Упражнения учат ритмичному и свободному дыханию. Помимо этого, происходит тренировка голосовых связок.
Наиболее распространены:
- «Насос». Ребенок встает ровно, корпус немного наклоняется вперед, при этом округляя спину (шея при этом расслаблена). При вдохе нужно немного приподняться, но не выпрямлять спину. После выдоха нужно занять прежнее положение. Количество повторений – 4-5 раз. Вдох делается быстро, а выдох – медленно и плавно.
- «Поворот головы». Ребенок стоит прямо, руки опущены вниз. Далее поворот головы влево, при этом нужно шумно вдыхать. При повороте головы вправо – шумный выдох.
Логопедические занятия
Методика логопедических занятия по Арутюнян показывает достаточно высокую эффективность. Ее суть заключается в дублировании речи пальцами ведущей руки. Эти движения совершаются на каждом речевом участке и служат, по сути, метрономом, позволяя удерживать нужный темп. Движения пальцев устанавливают дополнительные связи речи с двигательными зонами мозга. В дальнейшем эти движения минимизируются, после чего полностью устраняются.
В последнее время большой популярностью стали пользоваться компьютерные программы, которые помогают избавиться от заикания. Их действие основано на синхронизации слухового и речевого центра. Ребенок надевает наушники, затем говорит в микрофон слова или предложения. Программа исправляет речь малыша, после чего подает информацию в наушники.
Важно понимать, что преодоление заикания – это длительный и непростой процесс. В лечении важны не только используемые методики, но и та атмосфера, в которой находится ребенок. Только доверительные отношения и поддержка со стороны родителей помогут малышу справиться с этой серьезной проблемой.
авторизуйтесь