Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Дети дошкольного возраста часто испытывают сложности с произношением тех или иных звуков. При этом проблемы возникают с произношением не только свистящих или шипящих звуков, но и губно-зубных. В частности, определенные трудности при произношении у дошкольников вызывает звук В.
Чтобы этот звук произносился ребенком правильно, сначала необходимо поработать над его постановкой. Только после того, когда он научится произносить звук В изолированно, правильно артикулирует его, можно переходить к следующему этапу – автоматизации. Это достаточно сложный процесс, потому что артикуляционные органы ребенка должны привыкнуть к новому положению не только при изолированном произнесении звука, но и в слогах, в словах, предложениях и затем в связной речи ребенка.
В чем причины неправильного произношения звука В
Неправильное произношение звука В может быть следствием следующих причин:
- Дефекты губ. В произношении звука В принимают участие не только зубы, но и нижняя губа. Если она будет слишком короткой, либо будут присутствовать какие-нибудь другие дефекты, то это негативно скажется на произношении.
- Слабая иннервация мышц речевого аппарата. Недостаточный мышечный тонус голосовых связок и других артикуляционных органов приводят к тому, что ребенок попросту не может произнести этот звук. В итоге при попытке произнести В получается что-то похожее на Ф.
- Неправильный прикус. В определенных случаях этот дефект может сказаться на неправильном произношении данного звука.
Правильная артикуляция звука В
Правильное положение артикуляционных органов очень важно при правильном произношении звуков. Артикуляция звука В выглядит следующим образом:
- Нижняя губа приближена к краям верхних зубов, посередине образуется небольшая щель для прохода струи воздуха. Верхняя губа слегка приподнята.
- Верхние резцы видны, нижние закрыты нижней губой.
- Язык принимает положение следующего гласного звука.
- Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в полость носа. Струя воздуха идет через рот.
- Голосовые связки напряжены, они сближены и колеблются (есть голос).
Автоматизация звука В в слогах
Первый этап автоматизации звука В – это автоматизация в слогах. Нужно четко повторять следующие слоги:
Ва - во - ву – вы Вы - вы - вы
Вы - ва - во – ву Ва - ва - ва
Во - вы - ва – ву Во - во - во
By - во - ва - вы By - ву – ву
Слоги со стечением согласных:
Вда – вдо – вду – вды Вра – вро – вру – вры
Вна – вно – вну – вны Вла – вло – влу – влы
Вза – взо – взу – взы Тва – тво – тву – твы
Сва – сво – сву – свы Зва – зво – зву – звы
Вна – вно – вну – вны
Автоматизация звука В в словах
Выбор слов и чистоговорок для автоматизации звука В должен основываться на возрасте ребенка. Соответственно, если ребенок пока еще не произносит сложные звуки (к примеру, Р), то речевой материал нужно выбирать без них.
Повторяем следующие слова (звук В в начале слова)
Ваня, вата, вахта, ванна, Вася, ваза, Валя, вафли, выть, высь, вызов, выезд, вода, вожак, вобла, вуз, вулкан, вуаль.
Повторяем следующие слова (звук В в середине слова)
Слава, рева, слива, грива, буква, Иван, диван, ковать, сова, Савва, совать, зазывать, голова, нива, рукава, слова, голова, красиво, браво, диван, умывальник, тыква, клюква, квас, звук, звон, гвозди, павлин, двойка, хвост, встал.
Повторяем следующие слова (со стечением согласных)
Звук, влага, власть, внезапно, внизу, внук, внучка, внимание, вклад, вкладыш, включение, вкус, вкусно, квас, скворец, шиповник, крыжовник, Москва, клятва, листва, плотва, бритва, звание, враг, врач, деревня, павлин.
Следующее задание – четко произносить слова с двумя звуками
Выводок, вывод, вывоз, вывозить, Вова, выставить, верёвочка, ветви, Вавила.
Автоматизация звука В в чистоговорках
Необходимо четко произносить следующие чистоговорки:
Ва-ва-ва - вот высокая трава. Ва-ва-ва - хороша в лесу трава.
Ва-ва-ва - на суку висит айва. Ва-ва-ва - на суку сидит сова.
Ва-ва-ва - вот летит сова. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
Ву-ву-ву - васильков букет нарву. Ву-ву-ву - не коси в лесу траву.
Вы-вы-вы - трава выше головы. Вы-вы-вы - нет травы.
Вы-вы-вы - любит Валя сливы. Вы-вы-вы - есть совята у совы.
Автоматизация звука В в предложениях
Выбор предложений для автоматизации звука В должен основываться на возрасте ребенка. Соответственно, если ребенок пока еще не произносит сложные звуки (к примеру, Р), то предложения нужно выбирать без них.
Вот несколько примеров таких предложений:
Вот Вова и Вася. Вася купил вату. Сова пьет воду. У Вовы намокли варежки. Впереди стаи летел вожак. У коровы большая голова. Ваня уронил вафли в траву. Возле ивы выл волк. Ваня несет вазу. Валя ест сливы. Василёк, василёк, мой любимый цветок! В лесу слышен вой волка. На Волге большие волны. Вове семь лет, а Вале восемь.
Автоматизация звука В в стихотворениях
Необходимо четко произносить стих, выделяя автоматизируемый звук:
«Варежки
На ручки,
Валенки
На ножки...
Надо нашей внучке
Бегать по дорожке».
Я. Воронько
В гости к Вове.
В гости к Вале.
В гости в Васе.
В гости к Ване,
У Вани свекла.
У Вали брюква.
У Васи тыква.
У Вовы клюква.
«Из окошка видит Вова:
подошла к пруду корова.
И нахмурил брови Вова,
глаз не сводит он с пруда:
— Выпьет воду всю корова
— где купаться мне тогда?»
И. Демьянов
Интересные игры на автоматизацию звука В
При автоматизации звука В можно использовать различные игры, которые помогут ребенку закрепить правильное произношение. Игровая форма занятий позволяет сохранить интерес ребенка, но не следует слишком перегружать его – достаточно проводить их в течение 5-10 минут.
Упражнение «Подскажи словечко»
Ход игры: ребенку предлагается подсказать подходящие по смыслу слова в конце каждого стиха.
Грязнулю всегда выручает... (вода).
Чик-чирик, не робей!
Я бывалый... (воробей).
Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая —
Известная персона. Это... (ворона).
Упражнение «Назови ласково»
Ход игры: ребенок должен ласково назвать следующие предметы:
Ваза — (вазочка), кровать — (кроватка).
Вода — (водичка), завод — (заводик).
Вагон — (вагончик), диван — (диванчик).
Ива — (ивушка), голова — (головушка).
В ходе игры можно использовать различные визуальные материалы, чтобы ребенку было интересно участвовать в этом процессе. Любая картинка делает любое скучное занятие более увлекательным, что положительно сказывается на усвоении материала.
Большую роль в этом процессе играют родители, которые должны в домашних условиях заниматься с ребенком, следить за его правильным произношением.
Статья проверена: Леонова Зоя Леонидовна
Билингвизм
Как приучить ребенка читать книги
авторизуйтесь