Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Первым этом автоматизации звука Щ является отработка изолированного звучания. Ребенок должен четко произносить автоматизируемый звук с использованием правильной артикуляционной позы. К примеру, для отработки изолированного звучания можно показывать малышу картинку с изображением дворника, спрашивая; «Как метет дворник?» и ребенок отвечает: «щ-щ-щ-щ».
Артикуляция Щ проводится следующим образом:
- Зубы сомкнуты, губы слегка выдвинуты вперед и округлены.
- Кончик языка немного изогнут, приподнят вверх и направлен к передней части верхнего нёба.
- Боковые края языка упираются в верхние коренные зубы.
- Спинка языка немного выгнута, образуя вместе с передней частью языка «желобок», по которому идет струя воздуха.
- При выдохе струи воздуха щеки не раздуваются.
- Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.
Автоматизация звука Щ в слогах
После того, как ребенок научился произносить звук Щ изолированно, можно переходить к автоматизации в слогах.
Автоматизация Щ в прямых слогах:
ЩА – ЩА – ЩА ЩА – ЩО – ЩУ
ЩО – ЩО – ЩО ЩИ – ЩЕ – ЩА
ЩУ – ЩУ – ЩУ ЩО – ЩЕ – ЩИ
ЩИ – ЩИ – ЩИ ЩУ – ЩО – ЩЕ
ЩЕ – ЩЕ – ЩЕ ЩЕ – ЩА – ЩО
В обратных слогах:
АЩ – АЩ – АЩ АЩ – ОЩ – УЩ
ОЩ – ОЩ – ОЩ ЫЩ – ИЩ – ЕЩ
УЩ – УЩ – УЩ ЁЩ – ЮЩ – ЯЩ
ИЩ – ИЩ – ИЩ УЩ – АЩ – ОЩ
ЕЩ – ЕЩ – ЕЩ ИЩ – ЯЩ – УЩ
В интервокальной позиции:
АЩА – АЩО – АЩУ – АЩИ
ОЩА – ОЩО – ОЩУ – ОЩИ
УЩА – УЩО – УЩУ – УЩИ
ИЩА – ИЩО – ИЩУ – ИЩ
Автоматизация звука Щ в словах
После отработки произношения [Щ] в слогах, нужно переходить на слова. Произносить их нужно четко, выделяя автоматизируемый звук.
Автоматизация звука [Щ] в начале слова:
- [ЩА] – щавель;
- [ЩЕ] – щека, щебень, щенок, щетина, щебетать, щекотать;
- [ЩЁ] – щетка, щеки, щелкать, щелочь;
- [ЩУ] – щука, щуп;
- [ЩИ] – щит, щи, щипать, щипцы, щипание.
В середине слова:
- [ЩА] – угощать, пищать, вещать, дощатый, замечать;
- [ЩЕ] – ущелье, ищейка, угощение;
- [ЩЁ] – мощеный, лущеный;
- [ЩУ] – блещут, плещут, трещу, ищут;
- [ЩИ] – общий, кладовщик, ящик, вещи, овощи, упаковщик, зимовщик.
В конце слова:
- плащ, хрящ, овощ;
- вещь, лещ, прыщ;
- товарищ, помощь, плющ, клещ.
Со стечением согласных: помощник, хищник, изящный.
Автоматизация звука Щ в словосочетаниях
Словосочетания не должны содержать звуки, которые ребенок еще не освоил. Для примера приведем несколько словосочетаний, в которых отсутствует сложная в произношении [Р]:
- Тащу ящик.
- Ищу клещи.
- Поющий щегол.
- Кипящий котел.
- Дощатый пол.
- Темное помещение.
- Вещевой ящик.
- Хищная щука.
- Дубовая щепка.
- Вьющийся плющ.
- Большущий лещ.
Автоматизация звука [Щ] в предложениях
В следующих предложениях звук Щ необходимо проговаривать четко. Сначала это делает взрослый, затем ребенок должен повторить:
- «Щенок щиплет щетку», «Коля, тащи щуку», «Петя надел плащ», «Щенку дали хрящ», «В роще щеглы» (из трех слов).
- «Волки рыщут, пищу ищут», «Щенок пищит в ящике», «Щетки в дощатом ящике», «Таня купить зубную щетку», «Овощи тащи – будут щи», «Всякого щеголя не перещеголяешь» (из четырех слов).
- «Коля, ищи щенка в ящике», «Ваня угощает овощными щами Нату», «Катя ищет щетки в ящике», «Во дворе пищит щенок» (из пяти слов).
- «У Тани щетки, а у Вани – щит», «У Кати книга о хищных щуках» (из шести слов).
Автоматизация звука [Щ] в текстах
Следующий текст подходит, если ребенок уже освоил произношение буквы Р.
Текст «Щеглята»:
«Прилетели в рощу краснощёкие щеглы. Свили гнездо, и у них появились щеглята. Полез Витя на дерево поглядеть на щеглят. Щеглов-родителей не было. Но щеглята не подпустили Витю. Ещё летать не умели, по веткам удирали от Вити. Два щеглёнка упали. Одного Витя поймал. Пищит щеглёнок, щиплет Вите руку. Посадил Витя дрожащего щеглёнка на ветку. А щеглёнок замер, и не видать его. Не догадается хищник, что это щеглёнок. Так щеглята спасаются».
Автоматизация звука [Щ] в стихах
Стихи следует выбирать в соответствии с уровнем развития ребенка. Для примера приведем несколько стихотворений, где содержится звук Щ:
«Тощий Тимка всех тощее,
Тоще тощего Кащея!
Он не ест у нас ни щей,
Ни борщей, ни овощей –
Вот и тощий, как Кащей!».
«Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
Да у щётки половой
Палка есть над головой».
«— Нина, Нина! Щука, щука!
—Наше счастье! Ну, тащи!
Вот так счастье, вот так щука!
— Нету щуки… Не ищи».
«На скамейку я встаю, еле ящик достаю.
Открываю ящик, голубой, блестящий.
Посыпались из ящика письма настоящие.
Хвощи не кладут ни в щи, ни в борщи,
Для щей и борщей хвощи не ищи!».
«Щенок такой тщедушный был.
Его я щами всё кормил,
От злющей стужи защищал.
Щенок от радости пищал.
Ещё бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пёс – настоящий!».
Игры и задания для автоматизации звука [Щ]
Автоматизация звука Щ при помощи игр и упражнений сохранит интерес ребенка к занятиям, поэтому он намного лучше будет усваивать материал.
Игра «В ладоши хлопай»:
Ты в ладоши громко хлопай,
Если Щ услышать сможешь!
Щавель, щетка, стул, щегол,
Щепка, щебень, кот и стол,
Сахар, рыба, суп и лещ,
Чемодан, щипцы и печь.
«Доскажи слово»:
Доскажи Ща.
Березовая ро... (ща).
Вкусная пи... (ща).
В кастрюле осталась одна гу... (ща).
Мамина мама для папы - те... (ща).
Следующая игра интересна тем, что в ней используются картинки с изображением одушевленных или неодушевленных предметов, в которых есть [Щ]. Необходимо вырезать импровизированные лепестки ромашки, на которые будут приклеены картинки, в которых отсутствует или присутствует звук Щ. Задача ребенка – приклеить к ромашке только те лепестки, в названии картинок которых есть Щ.
Автоматизация звука Щ позволит ребенку четко и не задумываясь произносить его в своей повседневной речи. Занятия важно проводить в игровой форме, чтобы у него сохранялся интерес. Упражнения нужно повторять дома, а не только на занятиях с логопедом. При выборе речевого материала нужно учитывать, какие звуки ребенок еще не освоил.
авторизуйтесь