Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Эксперты по раннему развитию утверждают, что умение говорить с ранних лет является важнейшим фактором, который определяет дальнейшее развитие ребенка. Особенно важными считаются первые 2 года жизни, когда происходит понимание того, развивается ли речь согласно установленным нормам или нет.
Умение правильно говорить напрямую зависит от родителей ребенка, т.е. они должны уделять повышенное внимание этому процессу. Сегодня все большее количество мам и пап стремятся научить ребенка говорить как можно раньше, используя для этого советы специалистов.
Но важно понимать, что этот процесс достаточно сложен, и нужно приложить максимум усилий, чтобы ребенок быстро заговорил. Практически никто из нас не помнит, как учился разговаривать в детстве, поэтому нам сложно адекватно оценивать, насколько это может быть сложным. Вместе с тем у этого процесса есть свои сложности, к которым нужно быть готовым.
Как развивается речь ребенка до 1 года
Существует несколько основных стадий развития речи, но это достаточно общие нормы, потому что развитие каждого ребенка происходит сугубо индивидуально. Это значит, что возможны незначительные отклонения от установленной нормы и это не будет считаться какой-то патологией.
Но родители должны быть обеспокоены тем, если на момент поступления в детский сад, ребенок до сих пор не начал произносить целые слова – это является признаком задержки речевого или психомоторного развития.
- Начиная с 6-8 недели в ответ на попытку взрослого вступить в контакт малыш произносит отдельные звуки – гуканье (начальное гуление).
- Истинное гуление или певучее гуление появляется на 2-3-м месяце. В первые два месяца жизни дети произносят только определенный набор звуков, а также отзываются на обращение родителей. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяжные гласные звуки. Период гуления ребенок начинает произносить согласные звуки, сочетая их с гласными. Постепенно рефлекторные звуки заменяются на коммуникативные, т.е. ребенок начинает общаться с окружающими людьми.
- После 6 месяцев считается нормой умение произносить простые слоги, которые к концу первого года жизни должны превратиться в связки, которые заменяют единичные обозначения предметов.
- В 9 месяцев ребенок демонстрирует понимание обращенной к нему речи, реагирует на свое имя, воспринимает некоторые простые словесные инструкции и отвечает на них действием: «открой рот», «дай ручку», прижимаются щекой к матери на просьбу «поцелуй маму», поднимают голову и глаза к лампе на вопрос «где огонек?», ищут спрятанную у них на глазах игрушку, при слове «нельзя» перестают тянуться к какому-либо предмету, или прекращают тянуть его в рот и т.п.
- К 12 месяцам ребенок должен понимать смысл простых фраз, с которыми к нему обращаются. Словарь обычно достигает 8-10, а иногда и большего количества «слов» (баба, киса, му, бэ и др.), которые имеют конкретное значение.
- К 1 году ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др. Таким образом, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно идет активный процесс развития понимания речи.
Развитие речи с 1 до 2 лет
В период от 1 года до 2 лет у ребенка начинается процесс первоначального развития речевых навыков, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов. В это время для ребенка более важна интонация, с которой он произносит слова, выразительность речи, поэтому он попросту не замечает недостатков при произношении отдельных звуков.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д. Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). На втором году жизни происходит достаточно быстрое накопление словаря, который достигает до 200 слов в пассивном словаре, и в активном порядка 50 слов.
Развитие речи с 2 до 3 лет
Период с 2-х до 3 лет дети начинают употреблять местоимения и падежные склонения, активно формируется грамматическая сторона речи. Пассивный словарь 250-300 слов. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Дети могут рассказывать простые стихи. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно, использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет. Во время игры пользуется словами и двухсловными предложениями обозначает свои действия, так называемая комментирующая речь. Развивается речевое дыхание, высота и сила голоса.
Развитие речи с 3-х до 4-х лет
В этот период освоены все виды грамматических структур, допустимы ошибки употребления сложных предлогов (из-за, из-под). Словарный запас 800 - 1000 слов, ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Активно формируется эгоцентрическая речь. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы когда? почему?
Однако в 3-летнем возрасте ребенок еще не может четко произносить все звуки, это так называемая физиологическая дислалия – расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет, обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. В результате чего ряд звуков оказывается сложным для произношения. Если ситуация не меняется к 5 годам, то в этом случае необходимо обратиться за помощью к логопеду.
Как научить ребенка говорить: основные особенности процесса
Занятия по формированию правильной речи у ребенка не нужно откладывать на потом. В идеале начать заниматься как можно раньше – с 1,5-2 лет.
Но это не значит, что до двух лет не нужно принимать участия в речевом развитии. Напротив, разговаривать с ребенком нужно с первых дней его жизни, показывая и называя ему окружающие предметы. Постепенно происходит расширение словарного запаса, он начинает называть те предметы, которые ему знакомы.
Ниже указаны основные рекомендации, которые помогут научить ребенка хорошо разговаривать с ранних лет его жизни.
Уберите все, что мешает
Первое, с чем нужно распрощаться как можно скорее – это пустышка. Специалисты заметили, что те дети, которые сосут соску в течение длительного времени (по несколько часов в день), начинают говорить позже своих сверстников, которые перестали это делать.
Объясняется это тем, что длительное сосание может стать причиной неправильного развития органов артикуляционного аппарата. А недостаточное развитие мышц языка и губ приводят к тому, что ребенок не может правильно выговорить звуки.
Следите за правильностью своей речи
Необходимо рассказывать ребенку все, что происходит вокруг. В частности, можно говорить ему, чем именно сейчас вы занимаетесь или планируете заняться. Важно делать паузы, чтобы ребенок давал какую-то реакцию на сказанное. При этом необходимо следить за тем, чтобы ваша собственная речь была правильной и четкой.
Это достаточно распространенная ошибка родителей, которые начинают сюсюкаться при разговоре с ребенком, полагая, что так ему будет понятнее. Но это в корне неправильно, потому что дети по мере взросления начинают копировать поведение и речь своих родителей, поэтому он будет считать подобные речевые искажения нормой. Он начнет неосознанно повторять за вами, в результате такое произношение придется исправлять.
Начинать разговаривать с ребенком на нормальном языке нужно уже с 6 месяцев. Необходимо четко, внятно, хорошо артикулируя звуки, многократно произносить названия тех или иных предметов и явлений. Вместо «бибика» и «ава» нужно четко говорить, что это машина-би-би и собака-гав-гав.
Уделяйте больше внимания ребенку
В процессе взросления у детей активно развивается интерес к окружающему миру. Естественно, что они задают очень много вопросов своим родителям, потому что им интересно буквально все, что окружает их вокруг. Некоторые родители допускают ошибку, просто отмахиваясь от многочисленных вопросов, не объясняя ему, что значит тот или иной предмет и для чего он нужен. Но так делать нельзя, потому что такие объяснения способствуют расширению словарного запаса. Для объяснения нужно использовать простые слова, которые уже известны ребенку.
Понятно, что в современных условиях у родителей далеко не всегда есть время на это. В этом случае в качестве вспомогательного элемента можно воспользоваться различными обучающими программами, которые можно скачать на планшет. Но злоупотреблять этим не стоит, потому что только живое общение родителей и ребенка способствует его скорейшему развитию.
Стимуляция мелкой моторики
В головном мозге человека центры, которые отвечают за координацию движений пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Соответственно, выполняя упражнения на стимуляцию одного центра, вы автоматически развиваете другой. Поэтому для развития речи важно использовать занятия, которые развивают мелкую моторику рук.
В современной практике используется большой комплекс упражнений, которые подходят для домашних условий. Занятия бывают разными:
- Рисование пальцами. Можно рассыпать какую-нибудь крупу на столе и рисовать на ней пальцами. Занятие следует проводить вместе с ребенком, показывая ему примеры того, что можно «нарисовать» на крупе. Можно использовать гипоаллергенные краски, в которые окунаются пальцы и затем на листе бумаги рисуются различные предметы.
- Определение предметов. Суть проста: вы просите ребенка закрыть глаза, после чего кладете ему в руку знакомый для него предмет. Он должен тщательно ощупать его, рассказать, что именно он ощущает, а также сказать, на что похож данный предмет.
- Такие упражнение, как нанизывание бус и пуговиц на веревку (или нитку), лепка из пластилина и глины, также способствуют развитию мелкой моторики.
Даже такие потешки, как «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?», которые считаются достаточно простыми упражнениями, стимулируют нервные окончания на пальцах и ладошках. Для стимуляции можно использовать и легкий массаж, разминая ладошки и пальцы ребенка между занятиями.
Постепенно вводите чтение книг
Все маленькие дети любят рассматривать яркие картинки, поэтому не нужно упускать такую возможность в развитии речевых навыков. Чтение книг позволяет правильно произносить слова, поэтому делайте это как можно чаще. Естественно, в книгах должно быть большое количество иллюстраций, чтобы ребенку было интересно читать вместе с вами. Важно, чтобы книги соответствовали уровню развития и возрасту ребенка!
В ходе чтения он будет слышать новые для себя слова, поэтому подробно объясняйте, что именно они значат. Все это способствует расширению словарного запаса, а также правильному произношению.
Пение
Пение задействует совсем другие области головного мозга помимо тех, которые используются в момент речи. Поэтому пренебрегать пением не стоит, при этом не имеет особого значения, умеете вы это делать или нет. Одновременно со слухом развивается речевой аппарат, а также корректируется артикуляция.
Зарядка для языка
Артикуляционная гимнастика является важнейшей частью логопедической работы. Большинство из этих упражнений можно проводить дома, поэтому не нужно упускать такую возможность.
Даже выполняя такие простые действия, как цоканье языком как лошадка, надувание щек, сдувание кусочка ваты и слизывание языком невидимого варенья с губ, можно укрепить мышцы органов артикуляционного аппарата.
Стимулируйте ребенка к разговору
Ребенку в раннем возрасте гораздо проще изъясняться жестами, но наша задача – научить ребенка говорить, поэтому необходимо всячески стимулировать его к разговору. Когда он показывает на какой-то предмет и говорит: «Дай», вам нужно сделать вид, что вы его не понимаете. Помните о том, что вы должны научить его говорить внятно о своих желаниях, а не просто тыкать пальцем в желанный предмет.
Конечно, не нужно доводить все до абсурда, доводя ребенка до истерики. Уточните у ребенка, что ему нужно дать, назовите предметы словом и звукоподражанием, подключите смысловой жест. Н., «Ты хочешь машину-би-би или мяч-оп-оп?», жестом покажите, как едет машина и как рукой хлопают мяч. Если ребенку сложно сказать целое слово, то он сможет сказать звукоподражание или показать смысловой жест. Но уже с 2-3 лет можно задавать ему наводящие вопросы, вступать с ним в диалог, чтобы он более подробно объяснял, чего он хочет.
Здесь хорошо помогает проговаривание простых действий и называние бытовых предметов, частей тела и т.д. Помните, что если вы хотите услышать что-то от ребенка, то вам нужно самим подавать пример, поэтому вслух проговаривайте все действия: «берем ложку», «кушаем суп», «моем руки», «пришел папа» и т.д.
Проявляйте внимание
Убеждайте ребенка в том, что вам интересно все, что он говорит. Постоянно задавайте ему вопросы, проявляйте эмоции, хвалите его. Он должен понимать, что вы действительно проявляете интерес к тому, что он рассказывает – это лучшая мотивация для любого ребенка. При этом не нужно давить на него и заставлять постоянно что-то говорить, чтобы не вызвать у него негатива.
Игры и упражнения на развитие речи
Сказки стишки помогают в изучении новых слов. Поэтому если ребенок хотя бы немного разговаривает, можно использовать простые четверостишия, которые нужно повторять вместе с ребенком.
Важно не переставать разговаривать и заниматься с ребенком. Помните, что только активная роль родителей является залогом успеха в развитии связной детской речи. Если же ваши занятия не дают никакого результата, то имеет смысл обратиться за помощью к специалисту.
- К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением
- К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит.
- К концу 5 месяца не прислушивается к звукам и музыке.
- К концу 7 месяца не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления».
- К концу 9 месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым.
- К концу 1 года ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания. Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми».
- К 1,5 годам не показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест.
- К 2 годам не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол)
- К 2,5 годам не различает «большой - маленький», не общается с детьми.
- К 3 годам не может назвать свое имя и фамилию, рассказать простое стихотворение и сказку.
- Появляется назальность произношения (ребенок гнусавит).
- При разговоре наблюдается повышенное выделение слюны.
- В 4 года наблюдаются явные искажения звуко-слоговой структуры слов при произношении.
Если не предпринимать никаких действий, то проблема со временем только ухудшится. Это чревато тем, что к школьному возрасту ребенок по-прежнему будет разговаривать с дефектами. Все это приведет к проблемам в школе, ему будет очень сложно постигать школьную программу, в результате чего его успеваемость будет на крайне низком уровне.
Роль родителей очень важна, поэтому занятиям с детьми следует уделять как можно больше времени. Ни в коем случае нельзя кричать на него, если у него что-то не получается, потому что такой подход приведет к тому, что он просто начнет замыкаться. Поэтому выстраивайте позитивный эмоциональный контакт с ребенком и результат не заставит себя долго ждать.
авторизуйтесь