Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Каждый новорожденный - это личность со своим нейросенсорным поведением, способностью видеть, чувствовать боль, тепло, холод, ощущать запахи и вкус, плакать счастливо и несчастливо. Это маленький человечек со своими правами и потребностями.
Эти потребности условно можно разделить на телесные и психоэмоциональные.
К телесным потребностям следует отнести: потребность в кормлении и сосании; мочеиспускании и дефекации; потребность в физическом контакте с матерью, которая может выражаться в необходимости ношения ребенка на руках; потребность в тепле; потребность в телесном комфорте и отсутствии боли; потребность в безопасности, которую можно охарактеризовать как необходимость в защите от сильных воздействий (например, громкие шумы, свет, направленный прямо в глаза, резкое падение, слишком быстрое перемещение, потребность в чистоте и т.д.).
Психоэмоциональные потребности тесно переплетаются с физическими: потребность в общении и положительных эмоциях, потребность в познании, потребность в ощущениях (запахи, звуки, вкусы, цвета и образы и др.).
Максимальное удовлетворение этих базовых потребностей оказывает сильное влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка. Создание психологического комфорта является основой его последующего развития и роста.
Благополучное развитие новорожденного и его благоприятное отношение к внешнему миру являются основой его психического здоровья. Личность ребенка, его характер, наклонности и многое другое формируется на более поздних ступенях развития, но только при условии удачного начала, все, что происходит потом, даст положительный эффект.
Поэтому родителям очень важно знать об особенностях доречевого развития на первом году жизни.
Стадии доречевого развития
Еще до рождения малыша, мама с ним активно разговаривает. Плод реагирует на голоса отца, матери, может воспринимать звучащую музыку. После рождения его развитие продолжается и уже на 2-3 месяце происходит «комплекс оживления» - ребенок начинает улыбаться своим родителям, делает какие-то хаотичные движения руками и ногами, издает различные звуки, т.е. пытается всячески коммуницировать с окружающим миром.
Всего можно выделить 4 стадии предречевого развития с рождения и до одного года. Эти темпы могут отличаться, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, но такая примерная периодичность поможет отличить нормальное развитие от отклонений:
- Стадия крика. Продолжается с рождения и примерно до 7-8 недели. Все, что произносит ребенок в это время – это рефлекторные звуки.
- Стадия гуления. Продолжается от 2 до 5 месяцев. Крик уже эмоционально окрашен, он меняется, в зависимости от состояния ребенка. Гуление может возникать спонтанно, так и в общении со взрослыми. Эту стадию уже можно назвать формой общения с окружающими людьми.
- Стадия лепета. Продолжается порядка 7 месяцев (примерно до 11-месячного возраста). Лепет сначала состоит из слогов (ля, ба, па), которые затем переходят в слоговые цепочки (ба-ба-ба, ля-ля-ля). Далее они переходят в первые слова, которые первоначально состоят из двух одинаковых слогов («ля-ля» - кукла, «ма-ма» - мама).
- Стадия первых лепетных слов. Слова, как правило, состоят из двух одинаковых слогов. При этом ребенок не просто произносит хаотичное «ма-ма», а соотносит это слово в соответствии с окружающей обстановкой, реагируя на появление мамы. Происходит активное накапливание пассивного словаря. Ребенок постепенно начинает понимать обращенную к нему речь. На этой стадии он еще не может выговорить более сложные слова, но если вы попросите ему дать игрушку в виде какого-нибудь животного («Дай мне собачку»), то он вам ее даст.
В таком случае возникает вопрос – что же является отклонением от нормы? Стоит насторожиться, если ребенок использует мимику, мычание и различные жесты, а не слова, при попытках выразить свои желания. Но если одновременно с жестами и мимикой к конце первого года также присутствуют слова, то это не считается отклонением от нормы.
Что может повлиять на развитие речи
Предречевое развитие детей первого года жизни напрямую связано с развитием мозга во время нахождения в утробе матери, а также от нормального течения беременности и родов.
Можно выделить ряд негативных факторов, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на головной мозг ребенка:
- Сильный стресс матери во время беременности.
- Употребление спиртных напитков и никотина.
- Недостаточное питание матери.
- Гипоксия плода во время беременности и родов.
- Отрицательный резус-фактор.
- Перенесенные во время беременности инфекции.
- Генетическая предрасположенность к развитию патологии плода.
Роль родителей в развитии речи ребенка
Ребенок, который находится в утробе матери, уже способен слышать звуки окружающего мира. Он слышит музыку, биение сердца матери, поэтому правильно поступают те мамы, которые всячески стараются разговаривать со своим еще не родившимся ребенком: читают ему сказки, рассказывают что-то, вслух размышляют о том, как будет хорошо, когда он родится и т.д.
В речи годовалого ребенка присутствует от 8 до 12 слов – это его активный словарь, т.е. слова, которые он может произнести. Но помимо активного словаря, есть еще и пассивный – это те слова, значение которых ребенок понимает. Пассивный словарь начинает активнее развиваться после первых 6 месяцев жизни, но только при условии, что родители уделяют достаточно внимания его развитию.
Вот несколько рекомендаций для родителей, которые будут полезны в развитии речи ребенка на первом году жизни:
- Больше разговаривайте с ним. Говорите с ребенком во время кормления, замены памперсов, одевании и т.д. На первых порах дети не смогут понять значения произносимых слов, но они будут чувствовать, что речь обращена к ним и у них появляется желание ответить.
- При общении с ребенком он должен видеть лицо говорящего (четкую артикуляцию, мимику). Внимание к своему лицу можно привлечь, к примеру, заколкой или накрашенными губами, но не стоит с этим перебарщивать, иначе ребенок будет заострять внимание на этом предмете, а не на самом лице.
- Ребенку следует рассказывать потешки и простые детские сказки. В них присутствует ритмика, которую ребенок чувствует с первых дней жизни. Важно не торопиться, рассказывать в спокойном темпе, четко выговаривая звуки. Своими действиями можно изображать сюжет сказки («Мишка косолапый…» - вы переваливаетесь с ноги на ногу).
- Показывая ребенку какой-нибудь предмет, нужно обязательно говорить, что это такое. Слово нужно произносить четко и внятно.
- Помимо непосредственного разговора с ребенком, давайте ему слушать звуки окружающего мира: шум воды, скрип двери, лай собак на улице и т.д. Это позволяет развивать неречевой слух, который является базой для понимания речи окружающих.
- Если вы чем-то занимаетесь, при этом ребенок находится рядом с вами, комментируйте все, что вы делаете. Особенно, если он сам принимает участие в этих действиях. Это позволяет пассивному словарю активнее накапливаться.
- Когда вы разговариваете с ребенком, не надо искажать свою речь излишним «сюсюканьем». Помните, что дети в этом возрасте активно подражают родителям, поэтому ваша речь должна быть взрослой.
- При этом нет ничего страшного, если в первый год жизни какие-то слова будут заменяться лепетными словами (к примеру, ням-ням вместо кушать). Некоторые слова дети попросту не могут произнести, поэтому не нужно создавать лишнее препятствие между невозможностью что-то выговорить и желанием сказать.
- Важно накапливать активный словарь. Задавайте ребенку вопросы, которые он может понять и ответить на них. Если он не в состоянии ответить словом, то пусть его ответом будет какое-нибудь действие: что-то принести, показать игрушку и т.д.
- Показывайте и объясняйте значение предметов в доме. Показывая холодильник, объясняйте, что это место, где хранятся продукты и т.д.
Какие могу быть отклонения от нормы
В группу риска входят недоношенные дети с небольшой массой тела, с нарушениями зрения и слуха, наличием структурных изменений головного мозга.
Одной из причин недостаточно развития речи у детей первого года жизни является педагогическая запущенность, т.е. родители не уделяют достаточно внимания развитию своего ребенка.
К тревожным сигналам, на которые стоит обращать внимание, относятся:
- В первый год жизни ребенок не фокусирует взгляд на движущемся предмете.
- Отсутствие гуления и гуканья.
- Нет реакции на эмоциональную речь взрослых.
- Гуление есть, но оно очень тихое и монотонное.
- К концу первого года жизни сохраняется примитивный лепет.
- Есть проблемы с локализацией звука в пространстве, т.е. ребенок не может найти источник звука.
- Есть сложности с глотанием, жеванием, ребенок часто поперхивается пищей и даже водой. Как правило, это является следствием поражения ЦНС.
- У ребенка отсутствует желание общаться. Он лепечет что-то на своем «языке», не изъявляя желания, чтобы его понимали.
- Вместо слов, ребенок выражает свои чувства и желания жестами и мимикой.
Если есть вышеперечисленные проблемы, то необходимо срочно обращаться к соответствующим специалистам. Обязательно обследование у невролога и отоларинголога. Затем подключаются дефектолог и логопед, которые проводят необходимы мероприятия по устранению задержки речевого развития.
Это очень важный момент, потому что задержка речи может привести к интеллектуальному отставанию от своих сверстников. Такой ребенок становится более замкнутым, возникают проблемы с коммуникацией. Если не предпринимать никаких действий, то велика вероятность того, что ребенок столкнется с насмешками и буллингом. Но важно отметить, что детская психика пластична, поэтому при раннем начале коррекции преодолеть нарушения развития речи намного проще.
авторизуйтесь