Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Кохлеарная имплантация – это один из наиболее эффективных методов реабилитации глухих детей на современном этапе развития науки и техники. Она способна радикально изменить жизнь ребенка, ведь она позволяет абсолютно глухим детям слышать и понимать речь. Это положительно сказывается на всем ходе развития ребенка, его социализации, положительно влияя на воспитание и обучение.
Основная особенность этой технологии в том, что в отличие от обычных слуховых аппаратов, которые просто усиливают звук, она действует по-другому: кохлеарный имплант выполняет работу поврежденного внутреннего уха (улитки) по передаче звуковых сигналов к мозгу.
В процессе операции во внутреннее ухо вводится система электродов, которая обеспечивает восприятие звуковой информации с помощью электростимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.
Всех детей, которые прошли через процедуру кохлеарной имплантации, можно разделить на две группы:
- Дети, которые оглохли в период до овладения речевыми навыками. В эту категорию входят все пациенты с врожденной глухотой до 3 лет.
- Дети, у которых есть слуховой опыт. Они потеряли слух на этапе овладения речью. В эту же группу входят дети, которые были протезированы в раннем возрасте и эффективно занимались с сурдопедагогами.
Но проблема в том, что после кохлеарной имплантации требуется проведение соответствующей реабилитации. Объясняется это тем, что эта операция не позволяет глухим детям сразу после подключения речевого процессора различать полученные звуковые сигналы. Иными словами, сразу после завершения операции ребенок не сможет правильно использовать речь в повседневной жизни, т.е. полноценная коммуникация будет отсутствовать.
В чем особенности психофизического развития детей с КИ
Развитие слуха и речи детей в большей степени зависит от их психического и физического уровня развития. Дети, у которых есть какие-либо нарушения слуха, не так развиты в отношении двигательной сферы, как их сверстники, у которых таких проблем нет.
Определенная неустойчивость, проблемы с сохранением равновесия, неточная координация и некая неуверенность движений – все это в той или иной степени присутствует у слабослышащих детей. Наблюдается плохо развитая мелкая моторика, а также общее замедление в выполнении каких-либо действий.
Помимо более низкой двигательной подготовленности глухих детей, присутствуют сложности в:
- Восприятии и понимании перспективных изображений, отношений между предметами, а также понимании пространственно-временных отношений.
- Понимании изображенного движения предметов.
- Трудности с восприятием предметов в необычном ракурсе.
Такие дети могут испытывать сложности в распознавании предмета, если он закрыт другим. Это достаточно серьезные проблемы, потому что для глухих зрительное восприятие является основным источником представлений об окружающем мире.
Особенности реабилитации после кохлеарной имплантации
После первой настройки процессора нужна комплексная педагогическая помощь для развития слухового восприятия и речи. Основная задача реабилитации после кохлеарной имплантации – это научить детей воспринимать, различать, распознавать окружающие звуковые сигналы, понимать их значение. Все это очень важно для нормального развития речи.
Реабилитация после кохлеарной имплантации включает в себя следующие этапы:
- Настройка речевого процессора импланта.
- Развитие слухового восприятия и речи.
- Проведение комплексной работы для полноценного развития ребенка (память, внимание, общая и мелкая моторика).
- Оказание психологической поддержки ребенка, а также его родителей.
Первый этап – это включение и настройка речевого процессора у детей. Этот процесс достаточно сложен, потому что дети не в состоянии передать свои фактические ощущения, даже если у них был слуховой опыт. Важно проведение специализированных занятий, направленных на выработку условно-двигательной реакции на сигнал (к примеру, на удар барабана, складывание кубиков в корзину и т.д.).
В реабилитационной программе, помимо самого пациента, участвует сурдопедагог и аудиолог. После подключения процессора родителям ребенка рассказывают, что такое кохлеарный имплантат, как именно он будет функционировать, какие этапы реабилитации необходимо будет пройти. Проводится первичная восстановительная сессия (всем пациентам с КИ рекомендуется проведение восстановительных сессий в течение 2 лет).
Занятия для развития слухового восприятия детей необходимо начинать еще до проведения операции, а затем продолжать в послеоперационный период (примерно через 7 дней после снятия швов) до включения речевого процессора. Основная цель заключается в подготовке к включению импланта. На этом этапе ребенок привыкает к определенным действиям, которые предполагает проведение занятий. Он учится быть более собранным, усидчивым, у него формируется навык прислушиваться.
Для развития слухового восприятия с помощью речевого процессора применяются те же методы, что и при работе с детьми со слуховыми аппаратами. При этом нужно отметить, что положительная динамика в данном случае наблюдается значительно быстрее.
У детей с кохлеарным имплантом нужно развивать слуховое восприятие по следующим направлениям:
- Локализация источника, издающего звук.
- Обнаружение источника звука
- Различение неречевых и речевых звуков.
- Различение, а также идентификация разных характеристик звуков.
- Различение и идентификация неречевых звуков, которые слышит ребенок в окружающей его среде.
- Различение и распознавание разных речевых сигналов (звуков, слов, произнесенных фраз).
Речь детей после КИ недостаточно активна, а также сопровождается рядом нарушений. Присутствует несформированность ряда мыслительных операций. Общее психоэмоциональное состояние нестабильно, поэтому ребенок испытывает стресс.
С такими детьми важно проводить занятия для развития невербальных функций. Они включают в себя развитие:
- Двигательной активности (предметная деятельность, мелкая и крупная моторика).
- Восприятия окружающей среды (понимание свойств, функций предметов, представление о явлениях, временных и пространственных отношений).
- Памяти (зрительной, слуховой, двигательной).
- Внимания (слухового, зрительного и т.д.).
- Мышления (составление целого из отдельных частей, сортировка предметов в соответствии с формой, цветом и т.д.).
- Эмоционально-волевой сферы (ребенок должен научиться сосредоточенности, умению доводить начатое до конца, учитывать интересы других людей, сдерживать свои желания, т.е. всему, что ему понадобится в дальнейшем обучении).
Методы реабилитации детей после кохлеарной имплантации
Дети с кохлеарным имплантом – это особая группа пациентов, которые начинают слышать после операции, при этом по уровню слухоречевого развития они находятся на одном уровне с глухими детьми.
Чтобы понимать речь и начать говорить, таким детям нужно:
- Накопить в своей памяти достаточное количество образов звуков окружающей их среды, а также звуков речи. Они должны уметь их анализировать.
- Знать значения слов, использовать навыки словоизменения, а также знать правила связи слов в предложении.
- Овладеть навыками звукопроизношения.
- Пользовать речью как средством коммуникации с другими людьми.
Нужно отметить, что слуховое восприятие и речь у детей после кохлеарной имплантации развивается не только в результате специальных занятий с аудиологом, сурдопедагогом, логопедом и другими специалистами. Развитие происходит и спонтанно, в бытовых ситуациях – дома, в гостях, во время прогулок. В этом случае очень важна роль родителей, которые должны понимать всю проблематику и помогать ребенку в преодолении его проблем.
Что касается специальных занятий, то используемые методы и приемы можно классифицировать на несколько групп:
1. Игровые
Используемые методы:
- Дидактические игры.
- Подвижные и сюжетно-ролевые игры.
- Игры-забавы.
- Инсценировки.
Используемые приемы:
- Создание необходимой игровой атмосферы.
- Обыгрывание предметов, игрушек.
- Эмоциональность.
- Исчезновение игрушек, внезапность появления.
- Создание интриги в игровых ситуациях.
2. Словесные
Используемые методы:
- Проведение бесед.
- Диалоги.
- Работа с готовым текстом.
- Самостоятельное составление текстов.
Используемые приемы:
- Восприятие с последующим воспроизведением слов, отдельных фраз.
- Называние предметов, игрушек, их действий, качеств.
- Составление фраз и предложений по картинкам (сюжетными и малосюжетными).
- Объяснение назначения предмета.
- Отработка произношения слов и отдельных фраз.
- Отгадывание загадок.
3. Практические
Используемые методы:
- Конструирование.
- Аппликации.
- Рисование.
Занятия, направленные на развитие моторики (мелкой, крупной, артикуляционной).
Используемые приемы:
- Совместное выполнение действий ребенком и педагогом.
- Выполнение действий по образцу.
- Самостоятельная активность детей.
- Выполнение поручений.
4. Наглядные
Используемые методы:
- Наблюдение детей за деятельностью взрослых, явлениями окружающей среды.
- Рассматривание картин, живых объектов.
- Фланелеграф, кукольный театр.
- Просмотр видеороликов.
Используемые приемы:
- Непосредственное восприятие игрушки, предмета.
- Показ с называнием предмета.
- Демонстрации.
Игры для развития слухоречевого восприятия у детей после КИ
Существует большое количество разнообразных игр, которые помогают детям после кохлеарной имплантации развить свой слух и речь. Для примера приведем несколько из них, которые применяются на начальном этапе реабилитации.
«Я слышу!». Игра, направленная на формирование умения определять наличие/отсутствие звука.Взрослый имитирует удары по барабану, дутье в дудку, артикуляцию какого-либо звука, привлекая внимание ребенка к слушанию: указательный палец поднимаем к уху, когда звука нет — разводим руками в стороны, машем отрицательно головой, если звук есть — показываем на ухо, эмоционально-положительно утверждаем: «Я слышу».
«Топ-топ. Стоп!» Игра формирует умение на слухо-зрительной и слуховой основе реагировать на начало и конец звучания музыкальных инструментов (мишка топает, пока барабан стучит, останавливается, когда звука нет).
«Большой - маленький». Игра формирует умение различать на слух силу неречевых звучаний (источник звука — музыкальные инструменты). Соотносить с различными по размеру игрушками: громкие удары барабана — большая игрушка (мишка топает), тихие удары барабана — маленькая игрушка (медвежонок топает).
«Кто это?». Игра формирует умение различать на слух высоту неречевых звучаний (источник звука — музыкальные инструменты). Ребенок реагирует на звук, демонстрируя действия с игрушками: низкий звук — идет медведь, высокий звук — летит птичка.
«Длинный – короткий звук». Игра формирует умение различать на слух длительность неречевых звучаний (долгий звук — краткий звук). Ребенок реагирует на звук, демонстрируя действия с игрушками: самолет летит, машинка едет, собачка бежит по длинной или короткой дорожке. Можно рисовать короткие или длинные дорожки к дому, лучики солнышка и др.
«Зайка - лягушка». Игра формирует умение различать на слух слитные и прерывистые звучания. Ребенок реагирует на звук, выполняя игровое действие: слитный звук — зайка бежит по дорожке, прерывистый звук — лягушка прыгает с кочки на кочку).
«Один - много». Игра формирует умение различать слухо-зрительно и на слух количество звучаний музыкальных инструментов (один — много, один — два — много). Ребенок реагирует, указывая на соответствующее обозначение. При наличии умения отраженно проговаривать — ребенок повторяет слоги, слогосочетания.
Игра «Кто там?»
В качестве оборудования для игры нам понадобятся игрушки (зайка, мишка).
Ход игры: Ребенок и взрослый сидят на стульях. Далее раздается стук (взрослый стучит под столом) и взрослый начинает прислушиваться, всем видом показывая свою заинтересованность. Стук нужно постепенно усиливать. Далее в игру «вводится» мишка (зайка). Взрослый радостно восклицает: «Это мишка пришел! Мишка стучал!». Мишка предлагает поплясать: «Оп-оп-оп».
Игра «Коробочки»
В качестве оборудования используем несколько одинаковых коробочек одинакового цвета. Одна из них наполнена мелкими камнями (горохом или крупой).
Ход игры: Игровые действия проводятся за столом. Нужно сесть напротив ребенка, взять пустую коробку. Потрясите ею: «Ничего нет!». Далее берем коробочку с камнями и трясем: «Тук-тук, тук-тук! Ты слышишь? Камушки стучат». Ставим коробочки на стол и несколько раз меняем их местами (ребенок должен это видеть). Далее говорим: «Где камушки? Найди, где камушки стучат». Даем ребенку по очереди потрясти все коробочки, и он должен показать ту, в которой есть камни.
При развитии слухового восприятия у детей с КИ важно понимать, что перед предъявлением звукового сигнала, нужно обязательно привлечь его слуховое и зрительное внимание. На первых этапах реабилитации такие дети еще не слышат тихих звуков, поэтому нужно говорить и совершать действия с достаточным уровнем громкости, чтобы вызвать в нем реакцию.
Кохлеарная имплантация является важнейшим средством социализации детей, имеющих серьезные нарушения слуха. Чтобы ребенок после КИ развивался в нормальном темпе, важно проводить соответствующую коррекционно-развивающую работу. Важно работать с родителями, объяснять им, какие действия они могут предпринять в домашних условиях, чтобы этот процесс проходил быстрее.
авторизуйтесь