Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Важным аспектом в коррекционной работе является исправление речевых дефектов, раннее выявление этих нарушений, а также подготовка дошкольников к учебному процессу. Ни одна схема работы с такими детьми не может дать должного результата, если к процессу не подключена семья.
Сегодня одной из наиболее насущных проблем в работе логопеда является проблема работы с родителямидетей, у которых есть речевые нарушения. У таких детей есть отклонения в развитии речи, при этом у них сохранен интеллект и нет проблем со слухом. Данные нарушения разнообразны, они могут проявляться в проблемах с произношением, скудности словарного запаса, нарушении плавности и темпа речи.
Почему количество детей-логопатов увеличивается?
В настоящее время примерно каждый 4 ребенок дошкольного возраста имеет проблемы с развитием речи или его различными нарушениями.
Рост количества таких детей объясняется не только медицинской стороной вопроса. Часто причиной становятся социальные условия, в которых дети пребывают с самого начала их жизни.
При этом вовсе не обязательно, что проблемы возникают в социально-неблагополучных семья с низким уровнем достатка. Основная причина в данном случае – это отсутствие должного общения ребенка с родителями, которые в силу своей занятости или других факторов не имеют желания или возможности проводить с детьми больше времени. В таких ситуациях часто единственным «собеседником» ребенка становится телевизор, что приводит к достаточно плачевным последствиям при овладении речью.
Основные задачи в работе с родителями
Исправление речи у ребенка предполагает использование специальных методик, но роль родителей также играет одну из определяющих ролей в процессе коррекционно-логопедического воздействия. Роль совместной работы логопеда и членов семьи трудно переоценить, ведь она дает положительную динамику в развитии речи ребенка. Это возможно при условии, что родители поняли важность того, что нужно каждый день уделять внимание и время для исправления речевых нарушений.
Есть несколько основных задач работы учителя-логопеда с родителями:
- Необходимо установить партнерские отношения с членами семьи ребенка, создать благоприятную атмосферу, которая вызовет у родителей интерес и желание в помощи по устранению речевых нарушений.
- Повышение компетентности родителей относительно вопросов речевого развития. Важно донести до них, что несмотря на всю занятость, важно всесторонне участвовать в развитии своего ребенка.
- Обучение конкретным методикам логопедической работы, чтобы они могли в домашней обстановке повторять те или иные упражнения.
Формы работы учителя-логопеда с семьей
Достаточно часто есть определенные препятствия работы учителя-логопеда с членами семьи, которые в большей степени обусловлены недостаточной компетенцией родителей, касающейся вопросов речевого и психического развития ребенка.
Есть традиционные формы работы логопеда с родителями:
- Педагогическое просвещение, которое осуществляется внутри детского сада, а также за его пределами.
- Расширенная консультация и беседы, которые главным образом направлены на семьи, которые не могут справиться с функцией воспитания и образования (здесь важна роль педагога, который сам подбирает темы и направления, которые считает важными).
- Групповые собрания (в данном случае, родители выступают в роли пассивных слушателей, по возможности максимально внимания той информации, которая до них доносится).
- Наглядные материалы: выставки, стенды и т.д. Как правило, родители плохо воспринимают такую информацию, потому что она идет как-бы фоном для них, когда они приводят или забирают ребенка из группы.
Подобные традиционные формы работы с семьей показывают недостаточную эффективность. Объясняется это тем, что подход оказывается слишком общим, т.е. индивидуальные особенности детей фактически не учитываются. К тому же, родители недостаточно вовлечены в процесс преодоления речевых нарушений, участвуя лишь в каких-то организационных моментах.
По В.А. Петровскому есть несколько этапов успешной работы учителя-логопеда и родителей:
- Нужно сформировать у членов семьи положительный образ малыша. В данном случае во главе угла стоит девиз «Ваш ребенок лучше всех», т.е. ни в коем случае не надо жаловаться на ребенка, даже если он сделал что-то не так.
- Донесение до родителей знаний об их ребенке, которые не доступны им внутри семьи. Сообщается о том, как малыш общается со своим сверстниками, каких успехов он уже добился и т.д.
- Знакомство специалиста с основными проблемами при воспитании. В данном случае, логопед выступает в роли слушателя, поддерживая диалог. Не дается никаких оценок и предварительного анализа. Вся полученная информация должна использоваться специалистом только для дальнейшего позитивного взаимодействия с семьей.
- Совместная работа по формированию личности ребенка. К этому моменту уже должны сформироваться доверительные отношения между логопедом и членами семьи. Только после этого он может давать советы и рекомендации.
Особенности информационного и обучающего просвещения
Сейчас становятся все более актуальными определенные формы взаимодействия логопеда и родителей, которые подразумевают обмен чувствами, мыслями, переживаниями, а также повышение педагогической культуры у членов семьи, формирование у них тех навыков, которые помогут в устранении нарушений речевого развития.
Изначально все начинается с диагностики, т.е. нужно определить особенности воспитательного и обучающего процесса ребенка в семье. Следующий шаг – это составление подробного плана совместной работы, после чего специалист должен контролировать выполнение поставленных целей.
Информационное просвещение предполагает знакомство с:
- основными особенностями становления речи, в зависимости от возраста;
- результатами логопедического, а также психолого-педагогического обследования;
- методиками коррекционно-логопедического воздействия.
Обучающее просвещение подразумевает:
- обучение приемам коррекционно-развивающей работы;
- привлечение членов семьи к активному участию к решению проблемы, т.е. к преодолению речевых дефектов у малыша;
- формирование (у детей и родителей) представления о готовности к процессу обучения в школе.
Какие новые формы и методы практикуются
Для родителей практикуются следующие виды работы по устранению речевых нарушений:
- Анкетирование и проведение тестов (проводятся с целью определить наиболее актуальные проблемы).
- Родительские 5-минутки (рекомендуются к проведению на логопунктах, где для родителей есть возможность получить личную консультацию).
- Дни открытых дверей. Члены семьи посещают общие или индивидуальные занятия, смотрят, как занимаются их дети. Это формирует понимание, над чем нужно работать дома.
- Консультация-практикум. Предполагает совместное выполнение родителями и детьми тех или иных заданий. В частности, они разучивают артикуляционную гимнастику и т.д.
- Домашние задания. Родители изучают логопедические тетради детей, из чего они узнают о ходе обучающего процесса. На стенде вывешиваются задания, которые нужно выполнять дома.
- Домашние игротеки. Члены семьи знакомятся с интересными и полезными играми, которые способствуют речевому развитию.
- Праздничные мероприятия. На событие приглашаются родители, перед которыми демонстрируются результаты, навыки и умения детей, которые они приобрели за год.
- Газета для родителей. В ней содержится основная информация о событиях в группе, даны полезные рекомендации и советы.
- Различные выставки «Как умелые ручки язычку помогали». На них презентуются только те поделки, которые дети сделали вместе со своими родителями.
- «Мой ребенок» - это сочинение, которое нужно написать родителям о своем малыше. Тематика и содержание выбираются самостоятельно.
Подобные мероприятия налаживают доверительную связь учителя-логопеда и членов семьи. Они начинают лучше понимать свою роль в коррекционном процессе, начиная принимать в нем непосредственное участие. Только такая совместная работа позволяет добиться основной цели, т.е. преодоление речевых недостатков у ребенка.
|
284 КБ | |
|
29.5 КБ | |
|
440.02 КБ | |
|
95.5 КБ |
авторизуйтесь