Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
У глухих детей наблюдается сильное отставание в развитии словесно-логического мышления, т.е. связи между признаками, предметами, действиями и их словесным обозначением.
Ребенок с нарушениями слуха – это большая ответственность для его родителей. После понимания того, что у малыша ограниченные возможности в восприятии окружающего мира, приходит осознание, что для его комплексного развития придется приложить достаточно много сил.
В этом нет ничего не возможного, поэтому что существуют специальные методики обучения глухих детей, которые помогут адаптировать ребенка к окружающему его миру и дадут ему возможность найти свое место в обществе.
Основные причины нарушения слуха
Согласно сведениями ВОЗ, основные причины потери слуха делятся на врожденные и приобретенные.
Врожденные причины
Врожденная потеря слуха может носить наследственный, либо ненаследственный характер. Кроме того, она может вызвана различными патологическими процессами во время периода беременности и родовой деятельности:
- сифилис, краснуха и другие инфекции, перенесенные матерью;
- недостаточный вес малыша после рождения;
- асфиксия плода;
- неконтролируемый прием медикаментов (таких, как диуретики, аминогликозиды, цитотоксические и противомалярийные препараты) во время беременности;
- тяжелая желтуха, перенесенная в 1 месяц жизни, которая может приводить к поражению слухового нерва новорожденного малыша.
Приобретенные причины
Все эти факторы могут привести к нарушениям слуха в любой период жизни человека:
- хроническая инфекция ушей;
- использование некоторых медикаментов, таких как препараты, применяемые для лечения неонатальных инфекций, малярии, лекарственно устойчивого туберкулеза и онкологических заболеваний;
- травмы головы или уха;
- различные инфекционные заболевания (менингит, корь и т.д.);
- сильное шумовое воздействие (в частности, в связи с выполнением своих профессиональных обязанностей – от работающего оборудования и т.д.);
- средний отит;
- прослушивание громкой музыки в плеере в течение длительного времени, а также регулярное посещение увеселительных заведений, шумных концертов и мероприятий;
- как естественный факто старения, в частности из-за дегенерации сенсорных клеток;
- ушная сера или посторонние предметы, которые блокируют наружный слуховой проход.
Среди детей достаточно распространенной причиной потери слуховой функции является хронический средний отит.
Выявление детей с нарушениями слуха
Глухота может наступить в любом возрасте. Если этот недуг носит врожденный характер, то для овладения речевыми навыками ребенку необходима профессиональная помощь.
Если глухота наступила позже, когда малыш уже освоил речь, то есть большая вероятность того, что со временем он разучится разговаривать.
Ранняя диагностика и принятие соответствующих мер являются важнейшими факторами, чтобы минимизировать воздействие потери слуха на комплексное развитие ребенка и его успеваемость в школе. Среди детей грудного и раннего возраста, страдающих от потери слуха, раннее выявление и ведение в рамках программ по проверке слуха детей грудного возраста может способствовать улучшению результатов развития речи и успеваемости ребенка.
Желательно проводить ее в первый год жизни ребенка, поэтому родители должны взять за правило посещать детского отоларинголога для профилактического осмотра.
Важно проводить скрининг с целью выявления болезней ушей и потери слуха в дошкольных учреждениях, школах и на местах работы, что может также быть эффективным для раннего выявления и ведения потери слуха.
Нюансы обучения глухих и слабослышащих детей
Речь непрерывно связана со слухом, т.е. чем хуже человек слышит, тем больше у него будет проблем в грамматическом, лексическом и фонетическом восприятии речи.
Если у ребенка абсолютная глухота, то он не сможет самостоятельно овладеть речевыми навыками без соответствующей медико-психолого-педагогической помощи. Как итог – он навсегда останется глухонемым. Работу с глухими детьми ведут сурдопедагоги в специальных коррекционных учреждениях: научно-исследовательский институт уха, носа, горла и речи, сурдологические центры, частные коррекционно-развивающие центры, специализированные детские сады и школы. Метод обучения глухих детей основывается на том, чтобы продемонстрировать им, как именно работает их речевой аппарат.
Система обучения речи слабослышащих детей основывается на использовании слухового аппарата. В этом случае ребенку проще, потому что он может слышать звуки и на основании этого приобретать речевые навыки. Но здесь все равно важна коррекционная работа со стороны сурдопедагога.
Основные методики обучения глухих детей
На сегодняшний день существуют разнообразные методики обучения глухих и слабослышащих детей:
- Устный метод. В данной методике основной акцент делается на то, чтобы сформировать у ребенка устную речь, потребность говорить. Также большую роль играет развитие письменной речи. Новые слова предъявляются письменно, устно, дактилируются. У некоторых детей при таком обучении наблюдаются достаточно неплохие результаты, но для большинства – это непосильная задача. В таком случае определенный результат есть, но он ограничивается автоматическим заучиванием привычных фраз, т.е. никакого развития нет.
- Жестовый. Данная методика практически нигде не применяется в чистом виде. Данный способ основывается на жестовом языке (определенный жест обозначает слово) и дактилологии (пальцевой азбуки, где каждой букве соответствует определенный пальцевый знак). Эта методика легче принимается детьми с нарушениями слуха, но проблема в том, что устная речь также должна развиваться.
- С 1992 года в России внедряется билингвистический метод. Он предполагает совместное использование вышеуказанных методик, т.е. чистого устного и жестового метода. С детьми работают сурдопедагоги и специалисты, владеющие навыками жестового языка. Суть его заключается в следующем: когда ребенок читает слово, он должен продемонстрировать учителю его жестовое обозначение. Это нужно для того, чтобы специалист видел, что ребенок понял прочитанное слово. Кроме того, такая практика позволяет соединять жест и слово, что способствует формированию осознанного понятия.
В современной практике используются и другие методики работы с глухими и слабослышащими детьми:
- Методика для детских садов компенсирующего типа. Создаются группы в возрасте от 1,5 до 2 лет (не более 6 человек). Обучение ведется на протяжении 5 лет. В таких группах дети находятся в течение всей недели, при этом родители могут общаться с ними в выходные. Плюс этого метода в том, что ребенок постоянно находится в условиях образовательно-воспитательного процесса под контролем специалистов.
- Методика Э. И. Леонгард. Подразумевает активное участие семьи, где создается необходимая речевая среда. Подразумевает коррекционную работу с сурдопедагогом, использование слуховых аппаратов. Данная методика рассчитана только на тех родителей, у которых есть возможность тратить много времени на занятия с детьми дома.
- Верботональная методика. Основана на развитии слухового и тактильно-вибрационного восприятия звуков. Как правило, рассчитана на детей, имеющих остаточный слух.
Важно понимать, что каждый ребенок индивидуален. Соответственно, и методики коррекционной работы должны подбираться на основании каждого конкретного случая.
|
3.21 МБ | |
|
53.5 КБ | |
|
1.81 МБ | |
|
702.28 КБ | |
|
1.81 МБ |
авторизуйтесь