Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Что такое детский аутизм
Ранний детский аутизм – это расстройство, которое возникает в результате нарушения развития головного мозга. Оно характеризуется повторяющимися и характерными паттернами поведения и трудностями в социальном общении и взаимодействии. Симптомы присутствуют с раннего детства и влияют на повседневное функционирование.
В новой версии классификатора МКБ-11 это нарушение называется «расстройством аутистического спектра». В недавно опубликованном отчете Центра по контролю и профилактике заболеваний США была приведена статистика, касающаяся распространения РАС. Как показали исследования, аутизм встречается у каждого 54-го ребенка, что на 10% больше, чем это было в 2018 году. При этом РАС в 3 раза чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек.
К сожалению, точных статистических данных о ситуации в России нет. Объясняется это тем, что в нашей стране отсутствуют стандарты диагностики расстройства аутистического спектра. Согласно усредненным данным ВОЗ, в мире встречается порядка 1 случая на 100 человек.
Проблема диагностики во многом объясняется тем, что расстройство аутистического спектра – это поведенческий диагноз, который ставится не с помощью лабораторных исследований, а профильным специалистом – психиатром. После проведения психолого-медико-педагогического консилиума, куда входит группа специалистов: психиатр, психолог, невролог, дефектолог и логопед на основании результатов наблюдения, обследования пациента и опроса людей, ухаживающих за ним. Поэтому большую роль в постановке диагноза играет уровень подготовки специалистов.
Детский аутизм причины его возникновения
Аутизм – это генетическое нарушение, но под этим понимается не то, что оно передается из поколения в поколение. Оно возникает в результате сложной комбинации мутаций и связано с взаимодействием более чем 700 генов. Чтобы у ребенка развилось расстройство аутистического спектра, должно совпасть множество факторов, поэтому нельзя выделить какую-то одну причину возникновения аутизма.
Но есть ряд закономерностей, которые специалистам удалось отследить. К примеру, РАС чаще встречается у детей с другими генетическими синдромами: синдромом X-ломкой хромосомы, синдромом Дауна и т.д.
Нужно отметить, что причины возникновения РАС всегда врожденные, т.е. приобретенный аутизм – это миф. Это расстройство может быть выявлено и в зрелом возрасте, но здесь речь идет о проблемах ранней диагностики.
К другим провоцирующим факторам развития расстройства аутистического спектра относятся:
- Тяжелое течение беременности.
- Различные поражения центральной нервной системы плода.
- Недоношенность плода. Дети, которые родились недоношенными, автоматически входят в группу риска.
- Возраст родителей. Есть определенная связь между старшим возрастом мамы и папы и развитием РАС. В группы риска входят дети, рожденные несовершеннолетними мамами, и те, чьи отцы старше 50 лет (мамы – 35-40 лет на момент зачатия).
Здесь уместно отметить ряд распространенных мифов по поводу аутизма у детей:
- У детей с расстройством аутистического спектра обязательно будут когнитивные нарушения. Когнитивные нарушения не являются частью аутизма – это отдельные нарушения, которые в некоторых случаях могут присутствовать вместе с РАС.
- Аутизм является результатом неправильного воспитания, холодности родителей и т.д. РАС – это не эмоциональное нарушение, а врожденное расстройство.
- Прививки. Многочисленные исследования показали, что на сегодняшний день нет взаимосвязи между вакцинацией и развитием РАС у детей. Но неясность в отношении точных причин развития аутизма не позволяет однозначно дать ответ на этот вопрос, поэтому исследования продолжаются.
Как проявляется детский аутизм
Проблемы начинают проявляться даже в младенческом возрасте. Дети могут быть чрезмерно сосредоточены на определенных объектах, избегать зрительного контакта и т.д. В других случаях дети могут нормально развиваться до 2-3 лет, но потом замыкаются и становятся безразличными к социальным взаимодействиям.
Выделим следующие признаки аутизма в раннем детском возрасте:
- Коммуникативные трудности. Дети могут не реагировать на свое имя, избегать контакта глаза в глаза. Часто дети с аутизмом в детском саду и не только не понимают, как играть или взаимодействовать с другими детьми, поэтому часто бывают в одиночестве.
- Никакого лепета или указывания пальцем в возрасте одного года.
- Разные вербальные способности. Может встречаться как полное отсутствие речи, так и беглая, но неуклюжая речь. Встречаются фразовые и словесные эхолалии – множественные и бессмысленные повторения слогов, окончаний и т.д.
- Проблемы с пониманием и использованием невербальных сигналов. К примеру, дети с РАС могут не понимать, что значит помахать на прощание ручкой.
- Повторяющиеся действия: раскачивания из стороны в сторону, размахивание руками и т.д.
- Никакой улыбки или социальной отзывчивости.
Диагностика аутизма в раннем возрасте
Расстройство аутистического спектра диагностируется на основе ранней симптоматики (сочетание коммуникативных нарушений, трудностей в социальном взаимодействии и стереотипного поведения) и критериям DSM-5.
Решение принимается после наблюдений за ребенком в привычной ему среде, а также беседы с родителями. Проводятся тесты со специальными опросниками. В состав коллегиальной комиссии входит детский психолог, педиатр, детский невролог, психиатр, логопед и другие специалисты.
Дифференциальная диагностика аутизма необходима для того, чтобы отличить РАС от ряда заболеваний, имеющих схожую симптоматику. Это шизофрения, умственная отсталость, нарушение слуха и зрения и т.д.
Коррекция РАС у детей
Важно понимать, что аутизм – это не заболевание, а особенность развития, которое связано с нарушением работы ЦНС. Поэтому не существует никакого «лекарства» от этого расстройства.
К методам коррекции относятся различные тренинги, направленные на развитие социальных и языковых навыков. Основная роль в коррекции направлена на работу с логопедом, психотерапию, дефектологическую помощь. Практикуется игротерапия, музыкотерапия, логоритмика, арт-терапия и т.д.
Медикаментозное лечение используется для устранения сопутствующей симптоматики, т.е. тревожности, обсессивно-компульсивного расстройства и т.д. Применяются легкие седативные препараты, противосудорожные средства в случае возникновения судорог
Профилактика и прогноз
Учитывая неясность точных причин развития аутизма, профилактика РАС не разработана по причине того, что основную роль в развитии аутизма у детей играет генетический фактор. Но дети, которые находятся в группе риска, должны проходить тестирование на задержку развития в 9, 18 месяцев, в 2 и 2,5 года.
авторизуйтесь