Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Звук [Ц] относится к свистящей группе, но его артикуляция сложнее, чем у [З] и [С]. К коррекции необходимо приступать после правильной постановки других свистящих. Фонема [Ц] появляется в возрасте 3-4 лет, поэтому если ребенок не выговаривает ее к 4-м годам, то необходима консультация логопеда.
Звук [Ц] может быть сложен в произношении, потому что он соединяет в себя [Т] и [С]. Произносить его нужно следующим образом:
- губы немного растянуты в положении легкой улыбки, зубы видны;
- сначала спинка языка круто выгнута и касается бугорков за верхними зубами;
- кончик языка упирается в нижние зубы;
- затем спинка языка опускается до положения, занимаемого при произнесении звука [С];
- кончик языка остается на месте;
- голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Выдыхаемая струя воздуха не просто направленная, а толчкообразная, т.е. при произношении звука Ц нужно выталкивать воздух.
Автоматизация звука [Ц] в слогах
Автоматизацию Ц в слогах нужно проводить только после того, как ребенок научится проговаривать этот звук изолированно.
Автоматизация Ц в обратных слогах:
АЦ – ОЦ – УЦ УЦ – ЭЦ – АЦ ЭЦ – ОЦ – АЦ
УЦ – ОЦ – АЦ ЫЦ – УЦ – ОЦ ЭЦ – ЫЦ – ОЦ
ОЦ – АЦ – УЦ ЫЦ – ЭЦ – ОЦ ЫЦ – ЭЦ – ОЦ
Автоматизация звука Ц в прямых слогах:
ЦА – ЦО – ЦЕ ЦИ – ЦО – ЦЫ ЦЫ – ЦЕ – ЦУ
ЦА – ЦУ – ЦО ЦО – ЦА – ЦЫ ЦЫ – ЦО – ЦА
ЦЕ – ЦУ – ЦЫ ЦУ – ЦЕ – ЦО ЦА – ЦЫ – ЦО
Автоматизация Ц в интервокальной позиции:
АЦА – ОЦО – УЦУ ОЦО – ЫЦЫ – ЭЦЭ ЫЦЫ – ЭЦЭ – АЦА
ИЦИ – УЦУ – АЦА ОЦО – ЭЦЭ – УЦУ ЭЦЭ – ЫЦЫ – АЦА
ИЦИ – УЦУ – АЦА УЦУ – ОЦО – ЭЦЭ ЫЦЫ – ЭЦЭ – ОЦО
Со стечением согласных:
ЦВЕ – ЦВА – ЦВО МЦА – МЦО – МЦУ
ЦВУ – ЦВЫ – ЦВИ МЦЫ – МЦЭ – МЦЕ
Автоматизация звука [Ц] в словах
После того, как ребенок научится четко проговаривать слоги с автоматизируемым звуком, нужно переходить на слова, повышая тем самым сложность занятий.
Автоматизация [Ц] в начале слова:
- цапля, цех, целый, цена, цель, цепь;
- цукат, цитата, цокать, цинга;
- цыпленок, цыганка, цинковый, цинк;
В середине слова:
- лица, теплица, лицо, мыльница, салфетница, больница, мельница;
- пыльца, кольцо, пунцовый;
- овцы, отцы, гонцы, певцы, концы;
- умница, рукавица, пуговица;
- акация, авиация, луковица.
В конце слова:
- боец, отец, конец, молодец;
- певец, леденец, колодец, индеец;
- птенец,;пловец, китаец, мизинец;
- заяц, паяц, месяц.
Слова со стечением согласных: цвет, цветник, семицветик, цвести, цветение, самоцветы, боцман, сцена, цветик, цветение.
Автоматизация звука [Ц] в словосочетаниях
Следующие словосочетания со звуком Ц в разных частях слова нужно проговаривать четко, выделяя автоматизируемый звук. Сначала проговаривает взрослый, затем ребенок должен повторить. Если он делает это с ошибками, то нужно поправить его и попросить повторить снова.
Для примера приведем несколько словосочетаний:
- Бойцы на границе.
- Болотная птица.
- Высокая цена.
- Ценное кольцо.
- Целое яйцо.
- Светлая улица.
- Разноцветные цветы.
- Цепкие пальцы.
- Светит месяц.
- Цокот копыт.
Автоматизация звука [Ц] в предложениях
Предложения нужно подбирать таким образом, чтобы в них не было тех звуков, которые ребенок еще не научился проговаривать:
- «Птица пьет водицу», «На цепи собака», «Цигейка – мех овцы», «Овцы пьют водицу» (из трех слов).
- «У леса сидит заяц», «В конце села кузница», «У дома цветет акация», «На окне цветут цветы» (из четырех слов).
- «Мохнатая овца идет к цветам», «Ловкие пальцы плели цветную циновку», «У птицы в гнезде птенцы», «У моего дома цветут цветы» (из пяти слов).
- «Дима и Таня танцуют детский танец», «Цыпленок клевал под оконцем остатки хлебца», «У Тани на окне цветут цветы» (из шести слов).
- «У купца цветные нитки и цветные пуговицы», «У коня копыта цокают: цок, цок, цок» (из семи слов).
Автоматизация звука [Ц] в текстах
Тексты нужно подбирать в соответствии с уровнем развития ребенка, чтобы понимал их и мог повторить.
Текст «На границе»:
«Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами отец охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Цибик спас его от смерти. Отец помнит Цибика».
Текст «Цып»:
«У мамы – курицы было одиннадцать цыплят. Самого маленького цыплёнка звали Цып. Цып был очень любопытным цыплёнком. Собирая цветы, Цып увидел колодец, он решил заглянуть в него и чуть не упал в колодец. Мама – курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не пускала».
Текст «Семья Цветковых»:
«В станице у нас все знают семью Цветковых. Цветковы – знаменитые цветоводы. На улице у дома Цветковых, в саду, в палисаднике под окнами, на окнах в комнате – всюду у Цветковых цветут цветы. Это глицинии и гиацинты, цинния и опунция».
Автоматизация звука [Ц] в стихах
«Вот в цирке публика шумит,
Вот фокусник в цилиндре,
Вот циркуль в воздухе кружит –
Кривые чертит линии.
Вот черепаха в панцире
Заняться хочет танцами».
«Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать».
«Над кузницей, мельницей, вьётся метелица,
По лесу танцует и по полю стелется,
А зайцы метелицы не боятся,
Под снегом танцуют и веселятся».
«Любят петь не только птицы:
Ученицы,
Как синицы,
Распевают иногда.
Свищет мальчик круглолицый
Лучше певчего дрозда.
В роще, в парке, в чистом поле
Песнь летит во все концы
Но в одной московской школе
Громче всех поют певцы».
Автоматизация звука Ц помогает ребенку произносить его автоматически, т.е. не задумываясь. Заниматься нужно не только с логопедом, но и самостоятельно в домашних условиях, поэтому здесь очень важна роль родителей. Полезно использовать визуальные материалы с изображением звука Ц, чтобы у ребенка сохранялся интерес к упражнениям. При выборе речевого материала нужно учитывать, чтобы в словах и предложениях не было звуков, которые еще не освоены.
авторизуйтесь