Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Автоматизация звука Ж представляет собой закрепление правильных движений органов артикуляционного аппарата при его произношении. В норме его начинают выговаривать к 4 годам, поэтому если в возрасте 4-5 лет у ребенка есть проблемы с проговариванием, то нужно начинать корректировку.
Автоматизация проходит по принципу «от простого к сложному». На первом этапе нужно закреплять звук отдельно от слогов и слов, т.е. научиться произносить его изолированно. Затем нужно переходить на слоги, слова, закрепление в текстах и повседневной речи. Занятия нужно построить таким образом, чтобы ребенок отвлекался от зацикленности на правильности произношения автоматизируемого звука. Важно сохранить у него интерес, поэтому нужно активно использовать наглядные материалы и игровые методы.
Автоматизация звука [Ж] в слогах
Для начала нужно понять, как правильно произносить звук Ж.
В создании звука участвуют губы, язык, твердое и мягкое небо, голосовые связки:
- Губы округлены, рот раскрыт не слишком широко, зубы находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
- Язык широкий, приподнят к краю твердого неба (прямо за верхними зубами). Его средняя часть языка опущена, а боковые края приподняты и крепко прижаты к зубам.
- Задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад. Между ним и небом проходит сильная направленная воздушная струя. Мягкое небо поднято, перекрывая проход в носоглотку.
- Голосовые связки вибрируют.
Как правило, твердый звук [Ж] легко ставится по подражанию, если ребенок научился правильно произносить [Ш].
Автоматизация звука [Ж] в прямых слогах:
ЖА – ЖА – ЖА ЖА – ЖО – ЖУ ЖУ – ЖА – ЖО ЖИ – ЖУ – ЖА
ЖИ – ЖИ – ЖИ ЖУ – ЖИ – ЖЭ ЖО – ЖИ – ЖЭ ЖУ – ЖЭ – ЖА
ЖЭ – ЖЭ – ЖЭ ЖО – ЖА – ЖИ ЖИ – ЖА – ЖО ЖИ –ЖУ – ЖА
ЖУ – ЖУ – ЖУ ЖИ – ЖЭ – ЖУ ЖО – ЖА – ЖЭ ЖЭ – ЖА – ЖУ
ЖО – ЖО – ЖО
В слогах со звуками [ЖД]:
Ж__ДА, Ж__ДО, Ж__ДУ, Ж__ ДЫ, Ж__ДЭ
Автоматизация в слогах – это первый этап закрепления произношения после того, как ребенок научился правильно произносить звук Ж изолированно. Дальнейшая работа строится по принципу повышения сложности.
Автоматизация звука [Ж] в словах
Автоматизация [Ж] в начале слова:
- [ЖА] – жаба, жакет, жатва, жалоба, жалела, жаль, жало;
- [ЖИ] – живот, жидкий, живопись, жилет, жижа;
- [ЖЭ] – желудок, жетон, желатин, желание, желе;
- [ЖО] – жесткий, желтый, желоб, желудь;
- [ЖУ] – жук, жуткий.
В середине слова:
- лужа, сажа, стужа, пижама, кожа;
- лыжи, ножи, пыжик, лежи, наживка;
- ожог, сапожок, лужок;
- лежу, хожу, вижу, покажу, мажу;
- ниже, ближе, ежевика, тоже, уже.
В словах со стечением согласных со звуком [Ж] в середине:
- Нужно, нужда, важно, можно, ножны, дождик, лыжник, важный, каждый, нижний;
- ножницы, таёжный, ближний, книжный, надежда, багажный, художник, булыжник;
- вежливый, пирожное.
Автоматизация звука [Ж] в словосочетаниях
Следующие словосочетания нужно произносить четко, выделяя автоматизируемый звук. Первым произносит взрослый, а ребенок должен повторить услышанное:
- кожаный жакет;
- Женины тапки;
- жидкий мед;
- нежная кожа;
- желтый жук;
- уважаемый художник;
- столовые ножи;
- весенние дожди;
- мамин утюжок;
- мягкая пижама;
- бумажная жаба.
Автоматизация звука [Ж] в предложениях
Предложения нужно подбирать в зависимости от того, какие звуки ребенок пока еще не может произносить. К примеру, если он не выговаривает [Р], то нужно исключить слова с этим звуком.
Следующие предложения можно использовать для автоматизации:
- «Женин папа – художник», «Женя жует ежевику», «Монтажнику нужна ножовка», «Пижма пахнет нежно», «У ужа ужата» (из трех слов).
- «Над пижмой жужжат жуки», «Жанна дает Жене ежевику», «Животик у ежика мягкий», «Женя вяжет маме жакет», «Между пнями живут жабы» (из четырех слов).
- «У Жени на ужин ежевика», «Каждый день Жанна утюжит одежду», «Ежу на ужин жук нужен», «У ежихи и ежа – ежата» (из пяти слов).
- «Пижама, жакет и пиджак – это одежда», «Женя покажет Жанне бумажных жаб», «У детей пижамы и кожаные жакеты» (из шести слов).
- «У Жени ягоды, а у Жанны – пижма», «Женя надел джинсы, жилет и кожаные ботинки», «В снежную, вьюжную погоду надевают теплую одежду» (из семи слов).
Автоматизация звука [Ж] в текстах
- Текст «Живой подарок» (проговаривать при условии, что в речи есть звук Р):
«Женя принёс Жанне живой подарок - ёжика. Ёжик жил под лежанкой. Жанна склеила ёжику бумажный домик. Когда темнело, ёжик выходил из домика и бежал к жестяной миске с молоком. После этого на полу оставались маленькие лужицы.
Жанна полюбила ёжика. Уезжая от Жени, Жанне было жаль покидать ежа. Жанна положила ежа в коробку и отвезла домой. Позже она отнесла ежа в живой уголок. Там уже жили жабы, ужи, хомяки. Дети прилежно ухаживали за животными». - Текст «Женя-рыбак»:
«Женя любит удить. Он сам сделал удочку. Леску из жилки, блесну из железки. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Женя держит в банке. Бежит Женя к реке. Терпеливо ждет клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Рыба шевелит жабрами. Приближается жара, и Женя идёт домой. Будет уха из свежей рыбы».
Автоматизация звука [Ж] в стихах
Стихотворения со звуком Ж в словах нужно подбирать таким образом, чтобы они соответствовали развитию ребенка, были ему понятны.
Для примера приведем несколько стихов для автоматизации в стихах:
- «Ель на ежика похожа:
Ель в иголках, елка тоже!
Мы режем, режем, режем,
Бумагу всю изрежем,
Вырежем жука —
Желтые бока.
И как станет жук жужжать,
Все должны мы убежать!
Жжжжжжжжж…» - «Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому Дедушке седому». - «Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Тут ежата у ежа.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ежаток покажи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Уходите от ежа». - «Жук купил лягушке
Жёлтые подушки,
А жуку лягушка
Подарила сушки.
Спит теперь лягушка
На больших подушках,
A жучок и мушка
С мёдом съели сушки».
Игры для автоматизации
- Игра «Веселый металлофон»
Взрослый предлагает ребенку простучать на металлофоне и пропеть чистоговорки. Ребенок бьет молоточком по металлическим клавишам в такт ударных слогов и поет:
«- Жа-жа-жа - дети встретили ежа.
Жу-жу-жу - молока дадут ежу.
Жи-жи-жи - любят молоко ежи.
- Мы со слогами играем,
Мы словечки получаем.
Ё-Ё-жик-жик,
Получился ёжик.
Но-но-жик-жик,
Получился ножик». - Игра «В ладоши хлопай!»
Одновременно с постановкой и закреплением звука, нужно вести работу над развитием фонематического восприятия. Данная игра помогает в этом. Перед выполнением упражнения, нужно прочитать ребенку все задание полностью, чтобы он воспринял его как рифмованное стихотворение. Читая во второй раз, нужно уже добиваться выделения им звука.
«А теперь в ладоши хлопай,
Если Ж услышать сможешь!
Жаба, желудь, кот, жираф,
Белка, волк, машина, шкаф,
Ежик, ножик и коза,
Стул, желток и стрекоза». - Игра «Ромашка»
Это упражнение с использованием наглядного материала. Необходимо вырезать лепестки ромашки и сердцевину, к которой будут крепиться эти лепестки. На них нужно наклеить картинки различных одушевленных и неодушевленных предметов, в которых присутствует и отсутствует звук Ж.
Задача ребенка: подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть [Ж]. После того, как он выбрал картинку, нужно назвать слово, четко выделяя автоматизируемый звук.
Автоматизация звука Ж помогает научить ребенка произносить этот твердый звук автоматически, т.е. не задумываясь. Здесь важна не только работа логопеда, но и роль родителей, которые должны заниматься с ребенком дома. Данный логопедический материал лучше дополнять различными картинками и играми, чтобы занятия были интересны малышу.
авторизуйтесь