Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Склонность к отклоняющемуся поведению является результатом «сбоя» в процессе становления личности тинейджера и решения его возрастных задач. Различают следующие виды отклоняющегося поведения.
Девиантное поведение — отдельные поступки или система поступков личности, нарушающие сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы, но не противоправное поведение. К нему относятся: прогулы занятий, уходы из дома, бродяжничество, агрессивное поведение, самоагрессия, суициды, сексуальные девиации, ранняя алкоголизация и др.
Аддиктивное поведение — злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние: табак, алкоголь, наркотики. Аддиктивное поведение является разновидностью девиантного поведения. Делинквентное поведение — поведение, проявляющееся в нарушении закона, совершении преступлений.
Любое отклоняющееся поведение классифицируется как дезадаптивное поведение.
Дезадаптация личности — неприспособленность индивида к социальной среде вследствие несоответсвия целей и ценностных ориентаций личности.
Школьная дезадаптация — самостоятельный феномен, совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социологического и психологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, в результате чего овладение школьными дисциплинами становится затруднительным или невозможным.
Причин, по которым подростки начинают «устойчиво» проявлять отклоняющееся поведение, много. О них мы будем говорить чуть позже. Однако есть факторы, которые могут приводить к формированию особой склонности к саморазрушительному поведению. Главный из них — это неблагополучная семья.
Неблагополучными семьями мы называем такие семьи, в которых присутствуют какие-либо из следующих тенденций:
- злоупотребление алкоголем и/или другими наркотиками (скрытое или явное) кого-то из членов семьи;
- физическое насилие над супругом и/или над детьми;
- неподобающее сексуальное поведение одного из родителей по отношению к ребенку, варьирующее от развращения до инцеста;
- игнорирование эмоционального состояния детей;
- суровая дисциплина, жесткий диктат без права выбора или, наоборот, отсутствие всяких правил и дисциплины в семье;
- явное предпочтение одного ребенка другому, один из детей чувствует себя отвергнутым;
- постоянные споры, скандалы, напряженность;
- родители жестко соревнуются друг с другом или с детьми, при этом нацелены не столько на достижения, сколько на унижения и отрицание ценных качеств другого;
- чрезмерно жесткие требования к религиозному воспитанию, распорядку дня, работе, слепая увлеченность сексом, телевидением, работой по дому, спортом, политикой и т.д.; одержимость любым из этих дел может разрушить близость в семье, поскольку упор делается на соблюдение правил, а не на нормальные отношения.
Если один из родителей проявляет в своем поведении пристрастие к чему-то из упомянутого выше, это вредит ребенку. Если же они оба практикуют какой-либо из опасных видов поведения, результаты могут быть еще более разрушительными: каждый из родителей фактически подталкивает ребенка к разрушительным шагам по отношению к себе.
Неблагополучным родителям, как правило, присущи черты, делающие совместное проживание с ними напряженным и даже болезненным, тяжелее всего приходится детям, которые находятся в полной зависимости от них.
Полная версия статьи доступна участникам клуба
Закрытый клуб логопедического портала «ЛОГО-ЭКСПЕРТ». Уделяйте 15 минут в день развитию в любимом деле и через год Вы станете профессионалом. Выберите формат участия в клубе:
авторизуйтесь