Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Автор: Картункова Виолетта Викторовна, нейропсихолог
Последнее время встречаю отзывы пациентов о том, что дескать психиатр поставил страшный диагноз "аутизм", а потом они попали на прием к дефектологу/нейропсихологу, который сказал что это не аутизм, а органическое повреждение мозга, на фоне которого возникла задержка развития. Итак, давайте разберемся, что происходит.
Диагноз аутизм выставляется только при наличии состояния психоза или постпсихотического дефекта. Если психиатр видит психоз - он ставит "аутизм". Потому что сама аббревиатура - "аутизм" - взята из основ психотической симптоматики - 4а - аутизм, абулия, аффекты, амбивалентность. Если психоза нет - ставит задержку развития и т.д. Если психиатр поставил диагноз "аутизм", значит он наблюдал психоз.
При психозе нервные клетки приобретают дисфункциональное состояние. У пациентов с шизофренией наблюдаются необратимые изменения мозга - расширение желудочков, уменьшение серого и белого вещества. То есть, после психоза мозг получает органическое поражением в рамках функционала - изменение импульса, работы нервной клетки.
В ремиссии и ребенок и взрослый будет демонстрировать симптоматику органики - органического поражения - нарушение развития, плохую память и т.д.
Но, ПРИЧИНОЙ этого органического нарушения будет психоз. Когда педагог говорит о том, что несмотря на диагноз аутизм, ребенок имеет задержку по органическому типу - он наблюдает ребенка В РЕМИССИИ. Утверждая, что психиатр ошибочно поставил диагноз аутизм, педагог сознательно подрывает доверие родителей к врачу, что не может не сказаться на их выборе терапии при обострении - шубе, повторном психозе. Нет, мы не пойдем к злому психиатру, а пойдем к доброму нейропсихологу/дефектологу, пусть купирует это занятиями. И пока они ждут возможности попасть на прием - психоз проходит, унося с собой нервные клетки, оставляя новые органические повреждения в мозге.
Длительность обострения у всех разная - от нескольких часов до недель. Дефект при раннем начале психоза - олигофреноподобный. Это значит, что ребенок, переживший несколько психозов, будет демонстрировать внешне клинику олигофрении - умственной отсталости.
Только опытный врач психиатр сможет дифференцировать на этапе дефекта ПРИЧИНУ - психотическая или врожденная УО.
Неврология и психиатрия тесно связаны. Дети с задержкой развития любой формы - это и психиатрия, и неврология в том числе. Даже с неврозом - малая психиатрия. Дети с врожденной умственной отсталостью, эпилепсией - большая психиатрия, потому что необходима более длительная и глубинная коррекция.Психиатрия - это про состояние психики. Врач-психиатр занимается органическими нарушениями в том числе. Пациент, который выпил уксус из-за обострения шизофренического шуба - это психиатрия или гастроэнтерология ? Думаю, нет сомнений. Так и тут - ребенок в ремиссии с органической симптоматикой - это психиатрия или неврология? Это и то, и другое. Причина в психозе, последствия - в дисфункционале нервной системы. И вести, лечить это должен врач психиатр в первую очередь. Заявлять, что врач дескать "ошибся", я-то вижу органику - это верх непрофессионализма и отсутствие понимания клинической степени происходящего. Последствия таких заявлений фатальны - это ухудшение состояния ребенка, отсутствие необходимой медикаментозной поддержки в периоды обострений, и все это из-за самонадеянного - ваш врач ошибся, а я вот вижу органику! Конечно, видишь, только это ПОСЛЕДСТВИЯ, а НЕ ПРИЧИНА.
Еще по поводу психоза: наш мозг запоминает все, что с ним происходит. Именно поэтому после двух и более психозов или судорожных состояний вероятность того, что это повторится, перейдет в хронику - огромная. Но не все дети выходят в непрерывное психотическое течение. Есть дети, которые пережив психоз, приобретают пограничное состояние - шизоидную психопатию, синдром Аспергера. Есть те, кто вообще выходит в ЗПР - задержку развития и больше психоз не повторяется, условная норма, но этих детей всего 3 % из статистики. Это редкость.
В основном дети переживают новые обострения, выходя из каждого с нарушениями работы нервной системы и дефектом, приобретая к 7 годам стойкое нарушение - олигофрению, умственную отсталость, без дальнейшей симптоматики психоза или редкими повторениями обострения.
Быть "борцом с ошибками психиатров" - это выгодно, потому что каждый родитель будет рад услышать, что его ребенок без диагноза "аутизм", а просто "ЗПР", и конечно, будет ходить и советовать всем такого "хорошего" педагога, но ребенку от этого только хуже - пока вы радостно распространяете глупость направо и налево, торгуя надеждой - ребенок уходит в дефект, за который вы конечно не понесете никакого наказания - вы же не врач...
И да, по прошествии времени - динамики, диагноз "аутизм" трансформируется либо в олигофрению, либо в шизофрению, - в зависимости от степени дефекта. Олигофрения - это злокачественное психотическое течение, шизофрения - более легкое, значит есть что-то, что тормозит процесс - та же изначальная органика в том числе, или терапия за время жизни, поэтому психический процесс есть, но нет таких глубоких нарушений, как в первом типе - при дефекте УО.
авторизуйтесь