Детский аутизм и расстройства аутистического спектра: мифы, реальность, диагностика и помощь
Содержание статьи
В последние годы тема детского аутизма — или, как теперь принято говорить, расстройств аутистического спектра (РАС) — стала одной из самых обсуждаемых в профессиональном и родительском сообществе. Тревога, граничащая с паникой, звучит на конференциях, форумах, даже среди чиновников и представителей власти. В некоторых регионах России создаются специальные центры для работы только с аутистами, предлагается ввести должности «главных специалистов по аутизму». За этим нередко следуют дополнительные гранты и финансирование.
Однако с профессиональной точки зрения эта ситуация требует трезвого взгляда. Дети с РАС, конечно, нуждаются в поддержке, но нельзя забывать о других группах — детях с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями поведения. Важно не выделять аутизм искусственно как «самую серьёзную» проблему среди всех других детских психических расстройств.
Почему «спектр»? В чём смысл термина РАС?
В современной диагностике всё чаще используют термин «расстройства аутистического спектра» (РАС). Он вытеснил более привычные диагнозы — синдром Каннера, синдром Аспергера, органический аутизм. При этом удивительно, что РАС стали ставить не только психиатры, но и неврологи, педиатры, психологи, логопеды, социальные работники и даже воспитатели. Родители всё чаще слышат о «спектре» не в кабинете психиатра, а на родительских собраниях или при оформлении в детсад.
Важно! Согласно российскому и международному законодательству, психиатрический диагноз может ставить только врач-психиатр. Все остальные случаи — правовой и профессиональный абсурд, который может обернуться для родителей моральным стрессом, а для не-психиатров — юридической ответственностью.
Чем опасна мода на «аутистичность»?
За модой на РАС скрывается множество рисков:
- Поверхностные знания у специалистов без психиатрической подготовки приводят к гипердиагностике: отдельные симптомы (стереотипии, отказ от зрительного контакта, задержка речи) приписываются только аутизму, хотя они встречаются и при других расстройствах.
- Появление специальных анкет и шкал оценки аутизма подталкивает к формальному подходу: диагноз ставится на основании «галочек» в опроснике, а не клинической картины и долгосрочного наблюдения.
- Расширяется «спектр» — к аутизму причисляют синдром Ретта, деменцию Геллера, синдром Дауна, синдром Ангельмана, туберозный склероз, СДВГ и даже некоторые формы умственной отсталости, не разбираясь в причинах и механизмах болезни.
Результат — понятие «аутистический спектр» становится всё более размытым и теряет научный смысл, превращаясь в удобную «корзину» для всех нарушений развития, связанных с социальным поведением и коммуникацией.
В чём суть расстройств аутистического спектра на самом деле?
- Классический детский аутизм (синдром Каннера) — это тяжёлое врождённое расстройство развития, сопровождающееся выраженными нарушениями социальной коммуникации, стереотипиями, проблемами с речью и воображением.
- Синдром Аспергера — вариант аутистического спектра с относительно сохранным интеллектом, но стойкими трудностями в общении, гибкости поведения, интуитивном понимании других людей.
- Другие состояния — включение в спектр заболеваний с другим происхождением (синдром Ретта, деменция Геллера, генетические синдромы) часто не обосновано ни клинически, ни патогенетически.
Авторы статьи подчёркивают: ни клиническая картина, ни генетика, ни механизмы нарушения у «классического аутизма», синдрома Аспергера, шизотипии или синдрома Ретта не являются родственными. Нельзя объединять их только потому, что у всех страдает коммуникация!
Почему диагностические критерии так размыты?
Основная проблема заключается в формальном подходе к диагностике. Человек, отказывающийся смотреть в глаза или играющий «не как все», необязательно страдает аутизмом. Необходимы:
- Комплексная оценка поведения, развития, эмоционального и когнитивного статуса
- Участие опытного психиатра и мультидисциплинарной команды
- Исключение других психических и неврологических заболеваний
Без этого велик риск ошибочного диагноза и некорректной терапии.
Почему важно доверять профессионалам?
Только психиатр, обладающий клиническим опытом, может отличить РАС от других состояний — задержки развития, СДВГ, шизофрении, умственной отсталости, сенсомоторной алалии. Мода на «спектры» и автоматизация диагностики, к сожалению, приводит к гипердиагностике и неоправданному социальному клейму.
Итоги: что важно знать родителям и специалистам?
- Не ставьте диагноз самостоятельно!
Только врач-психиатр может объективно оценить развитие ребёнка. - Сохраняйте критичность.
Не любое странное или замкнутое поведение — признак аутизма. - Индивидуальный подход
Дети с задержкой развития, нарушениями поведения и другими трудностями нуждаются в не меньшей поддержке, чем дети с РАС. - Не поддавайтесь моде на диагнозы.
Помните, что диагноз — не ярлык, а инструмент для подбора помощи и поддержки.
В современной медицине диагноз «расстройство аутистического спектра» стал одновременно популярным и неоправданно расширенным. Для одних семей это даёт шанс получить помощь, для других — повод для тревоги и отчаяния. Главная задача специалистов — вернуть термин «РАС» к его научному смыслу, не смешивать разные заболевания в одну категорию, а для родителей — искать помощь только у профильных врачей.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Теги статьи
Связанные статьи
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Игра "Внимание"
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Коррекция щечного сигматизма
Щечный сигматизм в большинстве случаев бывает следствием ...

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов
Участие бесплатное, места ограничены
ПодробнееДругие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Цепочка звукоподражаний
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!