Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Методика формирования языкового механизма у детей с экспрессивной (моторной) алалией через коммуникативные ситуации
А. М. Горчакова, Е. А.Чаладзе
Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Россия
Экспрессивная алалия — одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности.
Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими даже ко времени поступления в школу.
Свойственный им сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности, становления некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений.
В данной статье осуществлена попытка представить систему логопедической работы на начальном этапе преодоления экспрессивной алалии. У истоков предлагаемой системы находятся идеи таких выдающихся исследователей алалии, как Б. М. Гриншпун [1] и В. А. Ковшиков [2].
Известно, что язык формируется как целостное образование. «Для этого в логопедической работе целесообразно использовать концентрическую систему распределения материала, где каждый концентр включают в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической и фонематической)» [2, с.74].
Основной вектор коррекционного воздействия мы определяем исходя из закономерностей формирования языка в онтогенезе.
Ребенок в процессе усвоения языка идет от содержания к форме, от общего к частному, от простого к сложному, от предикативных семантических структур к номинативным, от контрастных форм к их оттенкам, от диалогической формы речи к монологической. Вслед за Б. М. Гриншпуном мы предлагаем ориентировать логопедическую работу на создание у детей таких «ключевых звеньев», которые обусловливают формирование языковой системы в целом. К этим звеньям Б. М. Гриншпун относит развитие предикативной функции и формирование элементов грамматического строя.
Язык и речь формируются только в общении. Поэтому основным приемом логопедической работы является построение диалога в соответствующей коммуникативной ситуации.
Мы предлагаем представить логопедическую работу по преодолению алалии исходя из традиционных этапов, принятых в логопедии.
1-й этап — подготовительный.
Цель — сформировать понимание грамматических значений слов в импрессивной речи.
2-й этап — основной.
Цель данного этапа — сформировать первичные языковые умения и навыки в экспрессивной речи. Содержание этого этапа заключается в формировании умения выражать грамматическое значения в соответствующей грамматической форме слова; в формировании умения правильно использовать грамматические формы слов; в формировании умения дифференцировать близкие грамматические формы слов.
В отличие от общепринятого подхода, формирование коммуникативных умений и навыков мы предлагаем осуществлять одновременно с вышеназванными этапами. Такой подход, как нам кажется, позволит реализовать деятельностный принцип в процессе формирования языковых механизмов.
Основной этап, в свою очередь, состоит из трех подэтапов.
Сформулируем задачи, стоящие перед логопедом на первом подэтапе:
1. Научить использовать в самостоятельной экспрессивной речи односоставное однословное предложение, состоящее из сказуемого, выраженного глаголом в форме изъяв. накл., наст. вр., ед.ч., 1-го лица с окончанием -у(ю).
2. Научить использовать в самостоятельной экспрессивной речи односоставное однословное предложение, выраженное состоящее из сказуемого, выраженного глаголом в форме повел. накл., наст. вр., ед. ч., 2-го лица с нулевым суффиксом и суффиксом -и.
Остановимся на описании технологии логопедической работы.
Логопед, используя «материнский метод», создает коммуникативную ситуацию, обозначая
ее соответствующей грамматической моделью. Например, взрослый побуждает ребенка к выполнению совместного действия: «Везу.!», далее сопровождает это действие словесной реакцией «Везу.. Таким образом, по словам Б. М. Гриншпуна [1], достигается «единство двигательной и словесной реакции», устанавливается связь между языковым значением и языковой формой.
В процессе совместной деятельности педагог, обращаясь к воспитаннику, инициирует однонаправленный диалог:
— Что ты делаешь?
— Иду., качу., тяну., держу., сижу., беру..
Полная версия статьи доступна участникам клуба
Закрытый клуб логопедического портала «ЛОГО-ЭКСПЕРТ». Уделяйте 15 минут в день развитию в любимом деле и через год Вы станете профессионалом. Выберите формат участия в клубе:
авторизуйтесь